Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Шестой день.

Поуч. 3-ье. День рожденія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича.

(О человѣколюбіи).

II. а) Имѣть нужду еще учиться начаткамъ человѣколюбія кажется странно для человѣка. Не странно ли было бы вообразить гортань и легкое, которыя бы сказали: научи насъ дышать; или вообразить око и ухо, которыя бы сказали: научи насъ видѣть и слышать? Если ты око: то ты естественно видишь; если ты ухо: то и безъ науки ты слышишь; если ты сердце: то ты любишь; сердцу же человѣка всего ближе любить человѣка, и притомъ естественнѣе простирать любовь къ другимъ человѣкамъ, нежели возвращать ее къ самому себѣ, подобно какъ оку свойственно не себя видѣть и уху не себя слышать, но другіе предметы, лица, звуки и голоса.

б) Какъ для человѣка, по самому понятію о человѣкѣ, странно имѣть нужду въ ученіи начаткамъ человѣколюбія, такъ для христіанина, по понятію о христіанинѣ, стыдно даже и то, если онъ и знаетъ и имѣетъ, не болѣе, какъ начатки человѣколюбія, и если оно еще не содѣлалось въ немъ, по выраженію древняго мудреца, духомъ разума человѣколюбивымъ (Премуд. VII, 22, 23), или, по изреченію апостола, премудростію яже свыше, исполненною милости и плодовъ благихъ (Іак. 111,17)..

Такъ какъ христіанину свойственно въ духовномъ созерцаніи видѣть весь родъ человѣческій однимъ родомъ и однимъ племенемъ, а родъ христіанскій даже однимъ тѣломъ: ибо единѣмъ духомъ мы вси во едино тѣло крестихомся, аще іудеи, аще еллини, или раби, или свободни: и вси единѣмъ духомъ напоихомся (1 Кор. XII, 13), то такое созерцаніе должно производить въ христіанинѣ всеобъемлющія мысли человѣколюбія, какова слѣдующая мысль возлюбленнаго ап. Павла: аще страждетъ единъ удъ, одинъ членъ тѣла, одинъ человѣкъ, съ нимъ страждутъ еси уди — всѣ человѣки по человѣколюбію: аще ли же славится единъ удъ, одинъ человѣкъ, съ нимъ радуются всѣ уди, всѣ человѣки по любви (1 Кор. XII, 26).

Если ты называешься христіаниномъ, а любишь только родныхъ, друзей, знакомыхъ, однимъ словомъ, любящихъ тебя: то напрасно ты называешься христіаниномъ: ты носишь въ такомъ случаѣ чужое, непринадлежащее тебѣ имя; люди, которые любятъ только любящихъ, правильно называются грѣшниками, мытарями, язычниками, а не христіанами. Такъ называетъ ихъ слово Божіе, которое безъ сомнѣнія не погрѣшаетъ въ наименованіяхъ: грѣшницы, говоритъ оно, любящія ихъ любятъ (Лук. VI, 32): не и мытари ли тожде творятъ? не и язычницы ли такожде творятъ (Матѳ. V, 46, 47)?

Оправдайся, если угодно, докажи право твое на имя христіанина въ томъ случаѣ, когда ты не имѣешь такого всеобъемлющаго человѣколюбія, которое во имя человѣчества и христіанства принимаетъ чужихъ какъ своихъ, незнакомыхъ какъ знакомыхъ, доброжелательствуетъ врагамъ, какъ друзьямъ, состраждетъ бѣдствіямъ чужихъ подобно какъ своимъ.

Скажи, почему думаешь ты быть христіаниномъ? По правой вѣрѣ? Знайте, что христіанство не знаетъ иной правой вѣры, какъ вѣру человѣколюбивую. Вѣра бо, говоритъ апостолъ Іаковъ, чиста и не скверна предъ Богомъ и Отцемъ сія есть, еже посѣщати сирыхъ и вдовицъ въ скорбѣхъ ихъ (Іак. I, 27). Почему же ты христіанинъ? По закону, если угодно? И законъ не иной имѣетъ христіанство, какъ человѣколюбивый: аще убо, говоритъ тотъ же апостолъ, законъ совершаете царскій, по писанію: возлюбиши искренняго своего, якоже себе самого, добрѣ творите (Іак. II, 8). Почему же еще желаешь ты присвоить себѣ имя христіанина, — не по любви ли къ Богу? Но нѣтъ и любви къ Богу, если нѣтъ любви къ человѣкамъ; аще кто речетъ, яко люблю Бога, пишетъ апостолъ Іоаннъ, а брата своего ненавидитъ, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже видѣ, Бога, Егоже не видѣ, како можетъ любити (1 Іоан. IV, 20)? Если ты подлинно хрнстіанинъ, поклоннинкъ и послѣдователь Бога, изъ любви къ человѣкамъ ставшаго человѣкомъ и за нихъ пострадавшаго и умершаго, то тебѣ не долженъ быть незнакомъ и этотъ высочайшій законъ человѣколюбія: больши сея любве никто же имать, да кто, душу свою положитъ за други своя (Іоан. XV, 13); а жертвовать для бѣдныхъ человѣковъ богатствомъ своимъ, для немощныхъ и болящихъ силою и крѣпостію своею, для бѣдствующихъ сердечнымъ участіемъ въ ихъ бѣдствіяхъ, словомъ для каждаго своими способностями и трудами, кто имѣетъ въ томъ нужду, — это должно быть для тебя пищею и услажденіемъ твоей жизни; иначе ты называешься христіаниномъ не лучше того, какъ идола называютъ богомъ.

III. Желаемъ, чтобы никого не нашлось между нами, христіане, на кого могло бы пасть это обличеніе, не моего недостойнаго слова, но самой истины евангельской, и чтобы вы подлинно не имѣли нужды въ человѣческомъ ученіи тому, чему, если вы подлинно христіане, научаетъ, или уже научилъ насъ Богъ: сами бо вы, по апостолу, Богомъ учени есте, еже любити другъ друга (1 Сол. IV, 9). (Сост. по проп. Филарета митр. моск., т. II, изд. 1874 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 331-332.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0