Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Шестой день.

Поуч. 2-ое. День рожденія Государя Императора.

(О любви къ отечеству).

II. а) Любовь къ отечеству, призязанность къ своей родной странѣ и родному народу, соединенныя съ искреннею готовностью служить ихъ цѣлямъ и пользамъ, прежде всего внушаются намъ самою природой. Извѣстно, что всякое растеніе, всякое животное имѣютъ болѣе силы, развиваются правильнѣе и живутъ долѣе въ свойственномъ имъ климатѣ: тотъ же законъ остается всегда и вездѣ неизмѣннымъ и для человѣка. «Самое расположеніе нервовъ, говоритъ знаменитый русскій писатель-историкъ (Карамзинъ — «Разсужденіе о любви къ отечеству и народной гордости»), образованныхъ въ человѣкѣ по климату, привязываетъ насъ къ родинѣ». Притомъ «родина мила нашему сердцу, по его же прекраснымъ словамъ, не мѣстными красотами, не яснымъ небомъ, не пріятнымъ климатомъ, а плѣнительными воспоминаніями, окружающими, такъ сказать, утро и колыбель человѣчества», то-есть и каждаго изъ насъ въ частности. Значитъ, намъ тѣмъ естественнѣе, тѣмъ легче и пріятнѣе любить свою отчизну, свой родной край. За тѣмъ всякое животное любитъ подобное себѣ, и всякій человѣкъ ближняго своего, пишетъ древле-библейскій мудрецъ; всякій звѣрь живетъ сь однородными себѣ: такъ и человѣкъ долженъ входить въ связь съ подобными себѣ (Сир. XIII. 19—20). Такимъ образомъ сама же природа, давши каждому человѣку бытіе въ извѣстномъ, опредѣленномъ мѣстѣ, въ извѣстное, опредѣленное время, среди извѣстнаго народа, поставляетъ въ ближайшемъ отношеніи къ нему его родственниковъ, соплеменниковъ, соотечественниковъ и соединяетъ его съ ними тѣснѣйшими узами.

б) Пусть сначала, этотъ союзъ бываетъ безсознателенъ и безотчетенъ, возникая изъ безсознательнаго стремленія человѣка къ сообществу съ подобными себѣ, и ограничивается ближайшимъ кругомъ родства, укрѣпляясь больше привычкой жить вмѣстѣ съ другими. Но съ постепеннымъ развитіемъ внутренней, духовно-нравственной жизни человѣка онъ принимаетъ характеръ привязанности разумно-свободной, благодарной и благородной вмѣстѣ. Въ самомъ дѣлѣ, отечество дало намъ жизнь и указало первыхъ благодѣтелей и покровителей; въ немъ и отъ него получили мы средства не только существованія, но и образованія; оно охраняетъ права нашей личности и собственности, надѣляетъ насъ всяческими удобствами и даже удовольствіями правильной гражданской жизни; здѣсь — поприще разнообразной частной, семейной и общественной нашей дѣятельности; здѣсь наши родители, родственники, друзья, сограждане, соплеменники, съ которыми мы связаны своимъ происхожденіемъ, вѣрою, языкомъ, закономъ, нравами, обычаями и проч. Наконецъ, здѣсь покоится прахъ нашихъ предковъ; здѣсь же ляжетъ со временемъ прахъ и каждаго изъ насъ. Можно ли же намъ не любить своей отчизны, не быть приверженными къ своему родному народу предпочтительно предъ всѣми другими народами и не принимать живѣйшаго участія во всѣхъ судьбахъ его?

в) Представимъ и примѣры любви и привязанности къ отечеству изъ священной и церковной исторіи. Вотъ нѣкоторые изъ многихъ.

аа) Пророкъ Моѵсей по любви и приверженности къ своему родному народу отказывается отъ спокойной и пріятной жазни въ домѣ Фараоновомъ, гдѣ онъ воспитывался, гдѣ и его самого такъ любили, предпочитая страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладость (Евр. XI. 25).

бб) Пророкъ Іеремія горько плакалъ о своей отчизнѣ при ея опустошеніи, не забывъ ни одного изъ тѣхъ благъ, которыхъ она лишилась за грѣхи народа, и не оставивъ не оплаканнымъ ни одного погибшаго соотечественника (см. Плач. Іерем.).

вв) Отведенный въ плѣнъ, народъ іудейскій родину свою ставилъ выше всякаго веселія: аще забуду тебе, Іерусалиме, взываетъ псалмопѣвецъ отъ лица его, забвена буди десница моя; прилпни языкъ мой гортани моему, аще не помяну тебе; аще не предложу Іерусалима, яко въ началѣ (во главѣ) веселія моего (Псал. 136. 5—6). И тѣ же іудеи, семьдесятъ лѣтъ проведши въ чужой землѣ и имѣвшіе уже тамъ свои дома и земли, едва услышали о дозволеніи возвратиться въ свое отечество, тотчасъ же въ числѣ сорока двухъ тысячъ вышли изъ Вавилона, тогда какъ первое представляло имъ теперь одну дикую пустыню и развалины.

гг) Высочайшій примѣръ любви къ отечеству показалъ намъ Самъ Господь І. Христосъ, когда, пришедши для спасенія всего міра, Онъ благоволилъ избрать и назвать Своимъ отечествомъ бѣдную и неблагодарную Іудею, въ которой не имѣлъ даже гдѣ главу приклонить и всюду почти видѣлъ одну ненависть къ Себѣ и постоянныя преслѣдованія, хотя осыпалъ народъ Свой всяческими благодѣяніями и строго исполнялъ всѣ отечественные законы и постановленія.

дд) Точно также учили и поступали и святые апостолы Его. Въ апостолѣ Павлѣ, напримѣръ, любовь къ своему родному народу простиралась до крайней степени самоотверженія: скорбь ми есть велія, пишетъ онъ самъ о себѣ, и непрестающая болѣзнь сердцу моему. Молилбыхся бо самъ азъ отлученъ быти отъ Христа (если бы только это было возможно) по братіи моей, сродницѣхъ моихъ по плоти, иже суть израилите (Римл. IX. 2—4). Такую же любовь и попечительность о своихъ присныхъ — близкихъ и родныхъ внушаетъ апостолъ и всѣмъ послѣдователямъ Христовымъ и, напротивъ, неисполненіе обязанностей къ нимъ считаетъ какъ бы отреченіемъ отъ самой вѣры и хуже невѣрія (1 Тим. V, 8).

ее) И дѣйствительно, исторія христіанской церкви представляетъ намъ поучительнѣйшій примѣръ любви къ отечеству въ первенствующихъ христіанахъ. Ихъ ненавидѣли, гнали, мучили, убивали и кто же это? — свои же сограждане, соотечественники и нерѣдко даже свои ближайшіе родственники и домашніе, а христіане не только не питали никакихъ враждебныхъ чувствъ противъ своихъ соплеменниковъ и соотечественниковъ, но всѣмъ, чѣмъ только могли, содѣйствовали благу и пользамъ ихъ. Они безропотно несли всѣ гражданскія повинности, со всею вѣрностью служили въ войскахъ, никогда не позволяли себѣ нарушать общественнаго спокойствія, со всѣмъ усердіемъ исполняли всѣ государственныя постановленія; и только когда требовали отъ нихъ отреченія отъ Христа, поклоненія идоламъ, принесенія имъ жертвъ и т. п., они справедливо отвѣчали врагамъ и мучителямъ своимъ: «надобно повиноваться болѣе Богу, нежели людямъ» (Дѣян IV, 19, см. «Письмо» къ Діогнету; 1 «Аполог.» Іустина муч.,гл. 12 и др.).

жж) Равно исторія и нашего собственнаго отечества представляетъ намъ множество самыхъ великихъ жертвъ, принесенныхъ для блага и спасенія церкви и государства лицами обоего пола, всякаго званія, положенія и состоянія, напримѣръ, во время владычества татаръ, появленія самозванцевъ, нашествія поляковъ или галловъ и проч. Такіе примѣры благочестія и доблестей предковъ нашихъ заслуживаютъ отъ насъ всегдашней почтительной и благодарной памяти и вмѣстѣ ревностнаго подражанія, если мы хотимъ оставаться достойными ихъ потомками.

III. Представленные священно-историческіе примѣры любви къ отечеству и соображенія здраваго разума побуждаютъ каждаго изъ насъ, братіе, относиться со всею искренностію и теплотою любви къ своей родинѣ, счастіе которой должно быть и нашимъ собственнымъ счастіемъ, равно какъ и бѣдствія и скорби которой должны быть и нашими личными бѣдствіями и скорбями. Аминь. (Сост. по слову прот. Н. Благоразумова, помѣщенному въ «Душепол. чт.» за 1891 годъ, іюнь мѣсяцъ, стр. 268—273).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 329-331.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0