Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Шестой день.

Поуч. 1-е. Св. и праведный Іовъ Многострадальный.

(О христіанскомъ терпѣніи).

II. Св. праведный и многострадальный Іовъ есть великій учитель для всѣхъ христіанъ истиннаго терпѣнія, о которомъ и побесѣдуемъ сегодня.

Ни съ чемъ мы такъ часто не встрѣчаемся въ жизни, какъ съ несчастіями и скорбями. То удручаютъ насъ болѣзни тѣлѣсныя, то огорчаетъ насъ смерть близкихъ къ намъ людей, то насъ оскорбляетъ высокомѣріе людское, то падаетъ на насъ злоязыческая клевета, то преслѣдуетъ насъ зависть и ненависть человѣческая, всюду вредитъ нашему благосостоянію, чернитъ насъ въ глазахъ тѣхъ, отъ которыхъ зависитъ наше общественное или служебное положеніе; то какъ вихрь налетаетъ на насъ неожиданное бѣдствіе, пожаръ, хищеніе, и въ одинъ день, въ одну ночь лишаетъ насъ нажитаго многими трудами и годами. Да и возможно ли перечислить всѣ виды бѣдъ и несчастій, которыя насъ, странниковъ на землѣ, сопровождаютъ въ этой временной жизни? Не напрасно земля и земная жизнь наша называется юдолью плача и сѣтованія. И не было, и нѣтъ человѣка, который бы на свою долю не испыталъ въ жизни своей скорби и печали. Что же дѣлать намъ, чѣмъ оградиться противъ всѣхъ и всякихъ злоключеній этой жизни? Ничѣмъ инымъ, братіе, какъ христіанскимъ терпѣніемъ.

а) На самомъ дѣлѣ, безъ терпѣнія невозможно обойтись при каждомъ несчастіи, при каждой скорби; потому что кто знакомъ съ свойствомъ скорбей и несчастій (а кто изъ насъ не знакомъ съ ними?), тому очень хорошо извѣстно и то, что онѣ никогда не бываютъ дѣломъ минуты: напротивъ, большею частію между началомъ бѣдствій и печалей, постигающихъ насъ, и окончаніемъ ихъ проходитъ не мало времени, когда волею или неволею приходится терпѣть, нести на себѣ это иго — нести и страдать. Но часто такое терпѣніе съ нашей стороны бываетъ чисто невольнымъ. Часто мы страдаемъ, а не терпимъ, — страдаемъ, потому что не могли избѣжать причины своихъ страданій, и при этомъ ропщемъ, унываемъ, всѣмъ печалуемся на свою несчастную судьбу. Это вѣрнѣе назвать малодушіемъ, а не терпѣніемъ въ христіанскомъ смыслѣ этого слова.

Не такого терпѣнія требуетъ отъ насъ св. вѣра. Она требуетъ отъ насъ терпѣнія, какъ добраго подвига, который бы мы проходили безропотно, съ благодушіемъ и постоянствомъ, съ совершенною преданностію волѣ Божіей, наказующей и милующей насъ; св. вѣра требуетъ, чтобы мы терпѣли скорби и несчастія во имя Господа І. Христа, претерпѣвшаго крестныя страданія и смерть ради нашего спасенія, утѣшаясь участіемъ въ страданіяхъ Его (Филип. 3, 10). То угодно Богу, если кто, помышляя о Богѣ, переноситъ скорби... Ибо къ тому призваны мы, потому что и Христосъ пострадалъ за насъ... (1 Петр. 2, 19—21). — Незлобіе, кротость, глубокое смиреніе, полная и всецѣлая преданность волѣ Божіей — вотъ черты, въ которыхъ должно выказываться наше терпѣніе! «Терпѣніе, говоритъ святитель Тихонъ задонскій, есть изрядное врачевство противъ всякаго бѣдствія. Терпѣніемъ облегчается всякое страданіе. Посмотрите на тѣхъ, которые въ долговременной находятся болѣзни: они такъ къ этому бѣдствію привыкаютъ, что какъ будто не чувствуютъ того. Отъ скорби, происходитъ терпѣніе (Римл. 5, 3). Кто съ терпѣніемъ страдаетъ, тотъ въ себѣ помышляетъ: до сего времени терпѣлъ я — могу и далѣе такъ же терпѣть. Вчера терпѣлъ, — и сегодня можно терпѣть... Хотящему терпѣть ничего не невозможно, наипаче когда Богъ таковому помогаетъ». Такое терпѣніе есть самое счастливое состояніе сердца. «Сладкая есть, восклицаетъ тотъже святитель, — сладкая есть сія тишина! Преблагопріятный покой, въ которомъ сердце такъ упокоевается! Къ сему-то покою призываетъ насъ Христосъ Господь: возьмите иго Мое на себя и научитесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ, и найдете покой душамъ вашимъ» (Матѳ. 11, 29). Такое истинно-христіанское терпѣніе привлекаетъ такимъ образомъ на насъ особенное благоволеніе и милость Божію: если вы терпите наказаніе, говоритъ св. апостолъ, то Богъ поступаетъ съ вами, какъ съ сынами (Евр. 12, 7).

б) Побужденія къ терпѣнію весьма велики и разнообразны.

аа) Терпѣніемъ подобаетъ вооружаться, что бы ни случилось съ нами. Тогда только и можно жить на землѣ. Въ этой юдоли плача все насъ безпокоитъ; одно только терпѣніе доставляетъ намъ покой. Умѣть спокойно жить значитъ умѣть терпѣть.

бб) Но не одно временное спокойствіе получаемъ мы отъ терпѣнія; оно отворяетъ намъ двери и къ вѣчному покою, къ вѣчной радости и блаженству: сѣющіе слезами, радостію пожнутъ (Псал. 125, 5). Скорбнымъ только путемъ и терпѣніемъ достигается вѣчное блаженство: многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе Божіе (Дѣян. 14, 22).

Чѣмъ больше мы терпимъ, тѣмъ больше очищаемся отъ грѣховъ: отъ огня золото дѣлается свѣтлѣе, блестящѣе; отъ терпѣнія наша душа дѣлается чище. Терпѣть — такъ же спасительно для нашей души, какъ и заниматься спасеніемъ. Терпѣніе даже важнѣе иногда иныхъ богоугодныхъ дѣлъ (Злат. 31 бес. на Матѳ.). Терпѣніемъ вашимъ, спасайте души ваши (Лук. 21, 19)!

вв) Нужно ли еще побужденіе къ терпѣнію? — Возьмите себѣ въ примѣръ пророковъ и всѣхъ ветхозавѣтныхъ и новозавѣтныхъ праведниковъ. Страданія и скорби всегда составляли удѣлъ избранниковъ Божіихъ на землѣ; терпѣніемъ побѣждали они всякое зло, какъ и виновниковъ своихъ скорбей и страданій. Праведный Іовъ, потерявшій всѣ свои богатства и дѣтей, покрытый струпамн, влачитъ многіе дни на гнонщѣ, утѣшая себя такимъ благочестивымъ сознаніемъ: неужели доброе мы будемъ приниматъ отъ Бога, а злого не будемъ принимать? (Іов. 2, 10). Кроткій Давидъ постоянно терпитъ гоненія отъ Саула, который обязанъ ему былъ большею частію своихъ побѣдъ. Смиренно пророкъ Илія удаляется въ пустыню, чтобы скрыться отъ гнѣва нечестиваго Ахава. Съ наступленіемъ благодатнаго царства Христова, послѣ того какъ Самъ Начальникъ и Совершитель нашей вѣры потерпѣлъ крестную смерть, мы видимъ еще болѣе примѣровъ неповинныхъ страданій избранныхъ Божіихъ и ихъ высочайшаго долготерпѣнія. Упоминать ли о первыхъ ученикахъ Его, св. апостолахъ, которые ради имени Хрнстова потерпѣли все и даже смерть, — о цѣлыхъ сонмахъ мучениковъ, которые въ продолженіе первыхъ трехъ вѣковъ христіанства обагряли грѣшную землю своею святою кровію?

III. Итакъ, братіе, все будемъ переносить терпѣливо, великое и малое, съ вѣрою. и надеждою, принимая всѣ злостраданія свои, какъ наказаніе и какъ милость Божію. Претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 18, 22). Аминь. (Сост. Г. Д—ко по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.а 1892 г. іюль и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 327-329.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0