Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Пятый день.

Св. великомученица Ирина.

(Уроки изъ ея жизни: а) родители должны избирать для дѣтей, благочестиваго наставника; б) должно вѣровать въ промыслъ Божій и в) участвовать въ распространеніи христ. вѣры).

— Кто же этотъ Христосъ, Царь небесный? — стала съ любопытствомъ разспрашивать старца родившаяся въ язычествѣ; и по мѣрѣ того, какъ Апеліанъ разсказывалъ ей впервые о Христѣ, сердце Ирины воспламенялось любовію къ Спасителю рода человѣческаго, и она ненасытимо желала узнавать о Немъ все болѣе и болѣе...

Въ это время проповѣдывалъ св. евангеліе въ той мѣстности, родинѣ св. Ирины — Иллирикѣ, апостолъ Тимоѳей, ученикъ св. апостола Павла. Онъ преподалъ крещеніе и чудно познавшей Христа Пенелопѣ, далъ ей имя Ирины, что значитъ миръ, наставилъ ее въ ученіи христіанскомъ, предрекъ ей страданія за имя Христово и воодушевилъ ее твердо стоять на спасительномъ пути, на которомъ постановилъ ее Господь. И такимъ образомъ, принявшая святую истину изъ устъ апостола, Ирина сдѣлалась вѣрною послѣдовательницею божественнаго ученія и насадила его въ Сербіи и другихъ мѣстахъ, обративъ ко Христу своихъ родителей и многія тысячи языческаго народа — то страданіями, которымъ ее неоднократно подвергали гонители вѣры Христовой, — страданіями, сопровождавшимися безчисленными знаменіями и чудесами; то проповѣдью, когда она обходила многіе города ѳракійскіе, поучая жителей истинамъ евангелія и силою Божіею творя многія чудеса.

Почувствовавъ приближеніе смерти (когда она находилась въ г. Ефесѣ), св. Ирина встрѣтила здѣсь Апеліана; взявъ съ собою его и еще нѣсколькихъ благочестивыхъ мужей, ушла съ ними за городъ; тамъ, войдя въ одну пещеру, она попросила своихъ спутниковъ заградить послѣ своей кончины входъ въ пещеру камнемъ и предала свою душу Богу. Это было въ царствованіе Домиціана или Траяна (81—117).

II. Жизнь св. великомученипы Ирины предлагаетъ намъ слѣдующіе уроки для нашего духовно-нравственнаго назиданія.

а) Во-первыхъ, она учитъ, что христіанскіе родители должны избирать благочестиваго наставника для дѣтей. Только благодаря благочестивому наставнику — старцу Апеліану — почва души Ирины была совершенно приготовлена для воспріятія сѣмени благаго, т.-е. принятія вѣры Христовой. Между тѣмъ, какъ мало заботятся иные родители о томъ, чтобы найти для своихъ дѣтей истинно благочестивыхъ наставниковъ! Большинство родителей очень мало помышляютъ о томъ, кому они ввѣряютъ своихъ дѣтей. Они вполнѣ заслуживаютъ выслушать тѣ укоры, которыми нѣкогда упрекалъ своихъ современниковъ св. Іоаннъ Златоустъ. «Нынѣ, говоритъ» онъ, больше пекутся о коняхъ, нежели о дѣтяхъ, ибо, избирая возницу, рачительно смотрятъ: не глупъ ли онъ, не пьяница ли, не воръ ли? А когда нуженъ руководитель ихъ дѣтямъ, — принимаютъ, кто встрѣтится, и отнюдь не примѣчаютъ: нѣтъ ли въ немъ безбожнаго головокруженія, не заразитъ ли онъ юную душу духовнымъ пьянствомъ, не украдетъ ли у дѣтей обѣты, данные Богу при святомъ крещеніии право на вѣчное блаженство?» (Бес. LХ на Іоанна). Такъ сколько бы родители сами ни были благочестивы, и сколько бы ни старались освятить сердца дѣтей своихъ въ ихъ младенчествѣ; но если потомъ предоставятъ ихъ руководству нечестиваго учителя, — соблазнъ и погибель неминуемы. Юліанъ отъ родителей получилъ хорошее воспитаніе; но привязавшись потомъ къ языческимъ учителямъ, до того былъ ими развращенъ, что не только сдѣлался идолопоклонникомъ, но и опаснѣйшимъ врагомъ христіанства. (Созом. кн. 3, Ѳеодорит. кн. 3 гл. 2).

б) Второй урокъ, который мы извлекаемъ изъ жизни св. великомученицы Ирины, состоитъ въ томъ, что мы должны вѣровать въ постоянное попеченіе о насъ премудраго и всеблагаго промысла Божія. Не случайно, но по распоряженію промысла Божія влетѣли въ горницу Ирины голубь, орелъ и воронъ и опустили на столъ маслячную вѣтку, вѣнокъ изъ цвѣтовъ и змѣю. Все это должно было убѣдить Ирину принять христіанство и жить согласно правиламъ св. вѣры.

в) Наконецъ, жизнь св. великомученицы Ирины, посвященная на распространеніе христіанской вѣры между язычниками, учитъ и насъ, по мѣрѣ нашихъ силъ, содѣйствовать проповѣдникамъ истиннаго христіанскаго ученія молитвою за нихъ, любовію къ нимъ и пожертвованіями на дѣла благовѣствованія, — кромѣ того помогать людямъ возставать отъ своихъ нравственныхъ паденій пробужденіемъ у нихъ чувства сознанія своего опаснаго нравственнаго состоянія. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 325-326.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0