Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Четвертый день.

Св. преподобномученица Пелагія.

(О почитаніи духовныхъ пастырей).

II. Вотъ вамъ, братіе, между прочимъ въ лицѣ св. Пелагіи язычницы и христіанки образецъ того, какъ слѣдуетъ относиться къ пастырямъ духовнымъ. Не твердите вы того, что есть у насъ пастыри недостойные, есть — не отрицаемъ этого, къ величайшему прискорбію; Богъ имъ судія и мздовоздаятель. Но вы все-таки уважайте и въ такихъ священникахъ ихъ пастырство и ту благодать священства, которая невозбранно изливается и черезъ нихъ на вѣрующихъ, по обѣтованію Христову.

а) Св. Іоаннъ Златоустъ называетъ безуміемъ неуваженіе къ епископамъ и священникамъ и восклицаетъ: «удались, безуміе, ибо дѣйствительно безумно не имѣть уваженія къ такому достоинству, безъ котораго нельзя получить спасенія и обѣщанныхъ благъ... Если не возродившійся водою и духомъ не можетъ войти въ царствіе небесное (Іоан. III, 5), и не ядущій тѣла Господня и не піющій крови Его отвергается отъ жизни вѣчной (VI, 53); а все это (крещеніе и евхаристія) совершается только освященными руками, т.- е. руками іереевъ: то какимъ образомъ безъ посредства ихъ можно кому-нибудь и избѣжать огня геенскаго, и получить уготованные вѣнцы? Они-то тѣ самые, которымъ препоручено рожденіе духовное и возсозиданіе крещеніемъ. Чрезъ нихъ-то мы облекаемся во Христа, соединяемся съ Сыномъ Божіимъ, содѣлываемся членами этой блаженной Главы. Итакъ, по справедливости, мы должны не только страшиться ихъ болѣе мірскихъ властей, но и чтить болѣе отцовъ своихъ: эти послѣдніе родили насъ отъ крови и отъ похотѣнія плоти, а тѣ рождаютъ отъ Бога, даруютъ намъ святое пакибытіе, истинную свободу и благодатное усыновленіе». (Изъ «Слова о священствѣ»).

б) Уважать пастырей духовныхъ нужно даже и тогда, когда они не отличаются высокими добродѣтелями. Св. Іоаннъ Златоустъ въ другомъ мѣстѣ по поводу сего говоритъ: «скажи мнѣ: если ты, получивъ рану, придешь въ лѣчебницу, то неужели, вмѣсто того, чтобы прикладывать лѣкарство и лѣчить рану, ты станешь узнавать о врачѣ — имѣетъ ли онъ рану или не имѣетъ? И если имѣетъ, то заботишься ли ты объ этомъ? И потому, что имѣетъ онъ, оставляешь ты свою рану безъ врачеванія, и говоришь ли: ему, какъ врачу, слѣдовало быть здоровымъ, но такъ какъ онъ самъ не здоровъ, то я оставлю свою рану безъ врачеванія? Такъ и здѣсь, если священникъ не хорошъ, будетъ ли это утѣшеніемъ для подчиненнаго? Нисколько. Онъ получитъ опредѣленное наказаніе; получишь и ты должное и заслуженное. Не будемъ, увѣщеваю васъ, говорить худо о пастыряхъ и учителяхъ, не будемъ разсуждать объ нихъ, дабы не повредить самимъ себѣ; будемъ изслѣдовать свои дѣла и ни о комъ не отзываться худо. Устыдимся того дня, въ который онъ просвѣтилъ насъ крещеніемъ. Въ отцѣ, хотя бы онъ имѣлъ безчисленное множество слабостей, сынъ прикрываетъ все. Не славися, говоритъ Премудрый, въ безчестіи отца твоего, нѣсть бо ти слава отчее безчестіе: аще и разумомъ оскудѣваетъ, прощеніе имѣй (Сир. III- 10, 13). Если такъ говорится о плотскихъ отцахъ, то тѣмъ болѣе надобно сказать объ отцахъ духовныхъ. Устыдись: онъ каждый день служитъ тебѣ, предлагаетъ чтеніе писанія, для тебя украшаетъ домъ Божій, для тебя бодрствуетъ, за тебя молится, за тебя предстоитъ и ходатайствуетъ предъ Богомъ, за тебя творитъ прошенія, для тебя совершаетъ все свое служеніе. Этого устыдись, это представляй и подходи къ нему со всякимъ благоговѣніемъ. Онъ не хорошъ? Но, скажи мнѣ, что изъ этого? И хорошій развѣ самъ сообщаетъ тебѣ великія блага? Нѣтъ, все совершается по твоей вѣрѣ. И праведный не принесетъ тебѣ никакой пользы, если ты не вѣрующій; и нечестивый нисколько не повредитъ тебѣ, если ты вѣрующій. Богъ дѣйствовалъ и чрезъ воловъ при кивотѣ, когда хотѣлъ спасти народъ Свой (1 цар. гл. ѴІ). Развѣ жизнь священника или добродѣтель его можетъ совершить что-нибудь подобное?» Въ заключеніе тотъ же златословесный учитель церкви говоритъ: «дары Божіи не таковы, чтобы они зависѣли отъ священнической добродѣтели: все происходитъ отъ благодати; дѣло священика только отверзать уста, а все совершаетъ Богъ». (Бес. 2 св. Злат. на 2-е посл. къ Тимоѳею).

III. Богъ молитвами препод. мучен. Пелагіи да избавитъ насъ отъ грѣха неуваженія нашихъ духовныхъ пастырей, оскорблять которыхъ то же, что оскорблять Самого І. Христа, пославшаго ихъ для служенія Своей св. церкви. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 323-325.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0