Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Третій день.

Поуч. 2-ое. Преп. Ѳеодосій, игуменъ Печерскій.

(Ничего не должно начинать безъ молитвы).

II. Жизнь преподобнаго Ѳеодосія весьма богата нравоучительными уроками. Ревнующему о спасеніи совѣтуемъ прочесть полное житіе святого игумена въ Четіяхъ-Минеяхъ. Здѣсь же хотя одинъ урокъ изъ его жизни возьмемъ въ назиданіе себѣ. Однажды преподобнаго Ѳеодосія посѣтилъ великій князь Изяславъ и пожелалъ у него трапезовать. Простое кушанье иноковъ весьма понравилось князю и, обратясь къ преподобному, онъ сказалъ: «вѣрь мнѣ, отецъ, я никогда съ такимъ удовольствіемъ не вкушалъ пищи; скажи, отъ чего мои брашна, которыя гораздо дороже, не такъ сладки?» — «Отъ того, отвѣтилъ святой старецъ, что у насъ все готовится съ молитвою и благословеніемъ. Твои рабы ссорятся, клянутъ другъ друга, терпятъ побои отъ приставниковъ, а у насъ вотъ какой уставъ: прежде чѣмъ начнутъ приготовлять къ трапезѣ, братія приходятъ къ настоятелю и берутъ у него благословеніе; потомъ сдѣлаютъ три поклона предъ св. алтаремъ и, возжегши свѣчу отъ елея, горящаго предъ образомъ Господнимъ, ею разводятъ огонь въ поварнѣ или въ хлѣбнѣ; также, когда надобно лить воду въ котелъ, служитель говоритъ старѣйшему: «благослови, отче!» а тотъ отвѣчаетъ: «Богъ да благословитъ тебя!» Вотъ причина, что пища наша имѣетъ вкусъ и такую сладость».

Какой поучительный урокъ здѣсь для всѣхъ насъ, братіе!

а) Соображенія здраваго смысла говорятъ, что начинать безъ молитвы ничего не должно, тѣмъ болѣе приготовлять и употреблять пищу, назначенную Творцомъ для сохраненія потраченныхъ организмомъ силъ и для поддержанія драгоцѣннаго дара жизни, и по принятіи ея всегда должно сотворить молитву, которая должна служить естественнымъ выраженіемъ чувствъ благодарности къ Богу, нашему Благодѣтелю и Промыслителю. Пища есть даръ Божій. Принимая ее безъ благословенія Божія, мы какъ бы похищаемъ даръ этотъ изъ Божіихъ щедротъ, а взятое безъ спроса и у простого человѣка не пойдетъ на пользу.

б) Слово Божіе какъ вообще учитъ благодарности человѣка къ Богу, такъ въ частности научаетъ просить благословенія Божія предъ принятіемъ пищи. Апостолъ говоритъ: освящается пища словомъ Божіимъ и молитвою (Тим. 4, 5), значитъ — безъ молитвы пріемлемая не освящается и не можетъ быть полезною. Господь нашъ и апостолы по Тайной вечери, воспѣвше, изыдоша въ гору Елеонскую.

в) Первенствующіе христіане, по словамъ евангелиста Луки въ «Дѣяніяхъ апостольскихъ», принимаху пищу въ радости и простотѣ сердца, хваляще Бога (Дѣян. 2, 46. 47).

Подобнымъ же образомъ учатъ и свв. отцы церкви. Такъ святитель Тихонъ задонскій, побуждая насъ молиться предъ принятіемъ пищи, говоритъ: «худо тѣ христіане дѣлаютъ, которые безъ молитвы и благословенія Божія начинаютъ ясти, пити и прочія благая употребляти. Знать, такіе не знаютъ откуда всякое добро происходитъ, и, Дателя не зная, не благодарятъ Ему». (Томъ 4, стр. 162, изд. 1826).

III. Да возбудятъ же въ нашихъ сердцахъ эти душеполезныя наставленія и примѣры благочестивой жизни преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ѳеодосія печерскаго св. усердіе предъ принятіемъ пищи возносить молитву Подателю всѣхъ благъ и по принятіи ея не оставаться предъ Нимъ неблагодарными, дабы не лишиться Его какъ земныхъ, такъ и небесныхъ благъ. Аминь. (Сост. съ дополн. и измѣненіями по № 16-му «Москов. Епарх. Вѣдом.» за 1872 годъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 322-323.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0