Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Второй день.

Св. Аѳанасій Великій.

(О томъ, какъ православнымъ относиться къ еретикамъ).

За свои сочиненія о христіанскихъ истинахъ и за ревность къ православію Аѳанасій называется «отцомъ православія».

II. Мы видѣли, братія, какъ относился къ еретикамъ такой столпъ православія, какъ св. Аѳанасій Великій: онъ не желалъ имѣть съ ними никакого общенія. Подражая сему учителю вѣры и борцу за православіе, и мы должны во всѣхъ своихъ отношеніяхъ съ еретиками, а также раскольниками и сектантами, наблюдать крайнюю осторожность, дабы не заразиться ихъ по истинѣ душеубійственнымъ ученіемъ.

Посмотримъ, какъ относились къ еретикамъ другія святые, какъ говорятъ объ этомъ церковныя правила; укажемъ и на то, можно ли читать еретическія сочиненія.

а) Еще при жизни апостола Іоанна Богослова, жилъ одинъ лжеучитель по имени Керинѳъ. Этотъ лжеучитель желалъ быть христіаниномъ; но утверждалъ, что I. Христосъ не есть Сынъ Божій, имѣющій единое существо съ Богомъ Отцемъ, а есть твореніе, подобное всѣмъ другимъ твореніямъ, но только первое и наилучшее. Однажды этотъ нечестивый лжеучитель, унижавшій достоинство Сына Божія, отправился въ баню, бывшую въ городѣ Ефѳсѣ. Туда же съ нѣкоторыми христіанами вошелъ и ап. Іоаннъ. Но услыхавъ, что Керинѳъ находится тамъ, св. апостолъ сказалъ спутникамъ своимъ: «бѣжимъ отсюда; баня можетъ загорѣться, ибо въ ней находится нечестивый человѣкъ». Такимъ образомъ св. апостолъ не желалъ быть даже подъ одною крышею съ нечестивцемъ, дерзнувшимъ отвергать Божество І. Христа. Этотъ же св. апостолъ и проповѣдникъ христіанской любви, кротко относившійся ко всѣмъ грѣшникамъ, поучаетъ христіанъ: «кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія (именно того, что І. Христосъ есть единородный Сынъ Божій), того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его, ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его». (См. кн. «Уроки по закону Божію», вып. II. А. Царевск., стр. 55—56).

Подобнымъ же образомъ вели себя по отношенію къ лжеучителямъ, искажавшимъ основныя истины христіанскаго ученія, и другіе святые. Однажды еретики аріане распространили молву, будто всѣми уважаемый подвижникъ и пустынникъ Антоній великій вступилъ съ ними въ дружественныя отношенія. Удивленный ихъ дерзкою ложью, св. Антоній воспылалъ праведнымъ гнѣвомъ и немедленно пошелъ въ Александрію. Тамъ предъ епископомъ и всѣмъ народомъ предалъ ихъ проклятію, называя предтечами антихриста.

Было бы ошибочно думать, чтобы Антоній чрезъ этотъ поступокъ нарушилъ добродѣтель христіанскаго терпѣнія и кротости... Не обличивъ дерзкую клевету, онъ подалъ бы случай другимъ о себѣ соблазняться: а что ужаснѣе, — невѣжды, которые не могутъ проникать намѣреній великаго человѣка, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать въ этомъ случаѣ было бы опасно и грѣшно. (См.: «Учил. благоч.», изд. 14, т. 1, ч. III, стр. 164).

б) Теперь послушаемъ, что говорятъ церковныя правила о взаимныхъ отношеніяхъ православныхъ христіанъ съ еретиками. Правила церкви относительно обращенія православныхъ съ еретиками говорятъ слѣдующее: «не дозволяется ни имѣть общенія съ отлученными отъ общенія, ни сходиться по домамъ и молиться съ тѣми, которые не молятся вмѣстѣ съ церковію, и лицъ, чуждающихся одной церкви, не принимать въ другой. Если же окажется, что кто либо изъ епископовъ, или пресвитировъ, или діаконовъ, или кто либо изъ клира имѣетъ общеніе съ отлученными отъ общенія, то да будетъ и самъ внѣ общенія, какъ нарушитель закона церковнаго». (Антіох. соб. пр. 2). «Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія молится, хотя бы то было въ домѣ, таковой да будетъ отлученъ». (Прав. св. апост. 10).

в) Послѣ сего не трудно видѣть, что грѣшно не только читать, но даже держать у себя неправославныя книги, напримѣръ еретическія и раскольническія. Пресвитеръ Киріакъ, державшій въ своей келліи еретическія сочиненія Несторія, былъ вразумленъ въ своей виновности слѣдующимъ видѣніемъ: онъ видѣлъ стоящихъ около своей келліи Жену, одѣтую въ багряницу, и съ Нею двухъ мужей, въ коихъ онъ узналъ пресв. Богородицу и сопутствовавшихъ ей Іоанна Крестителя и Іоанна Богослова. Въ неизреченной радости благоговѣйвый пресвитеръ бросился ко стопамъ Богоматери и просилъ посѣтить его келлію. Но Она не согласилась, не смотря на его слезныя просьбы, и наконецъ сказала: «какъ же ты хочешь, чтобы Я вошла къ тебѣ, когда ты въ своей келліи держишь врага Моего?»

Пробудившись отъ сна, Киріакъ въ глубокой скорби началъ размышлять: «кто бы это могъ быть врагомъ пресв. Богородицы? Кромѣ меня со мною никого не было въ келліи». Чрезъ нѣсколько времени, занявшись чтеніемъ книгъ, пресвитеръ нашелъ между ними поученія еретика Несторія, осужденнаго на 3-мъ вселенскомъ соборѣ за то, что называлъ пресвятую Богородицу не Богородицею, а Христородицею, какъ бы отъ нея родился простой человѣкъ, а не вмѣстѣ и Богъ. Теперь только Киріакъ понялъ, кто былъ въ его келліи врагъ пресв. Богородицы. Онъ тотчасъ сжегъ еретическую книгу, сказавъ: «пусть же съ этихъ поръ не будетъ у меня врага пресвятыя Богородицы». (Прологъ, 1 окт.).

III. Итакъ, да научатъ насъ эти примѣры святыхъ и церк. правила не имѣть никакого общенія съ еретиками въ дѣлахъ вѣры. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 319-321.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0