Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Первый день.

Поуч. 3-е. Преподобный Пафнутій Боровскій.

(Какъ должно уповать на промыслъ Божій?)

Укажемъ нѣсколько важнѣйшихъ чертъ изъ жизни преподобнаго. Онъ былъ незлобивъ, терпѣливъ въ нуждахъ, незаботливъ о своихъ тѣлесныхъ потребностяхъ, строгъ къ себѣ, снисходителенъ къ другимъ. Глубокое упованіе на помощь отъ Бога никогда не оставляло его. Такъ, однажды приближался праздникъ Пасхи, а въ обители вовсе не было рыбы. Братія скорбѣли объ этомъ, но преподобный сказалъ имъ: «не печальтесь: Господь утѣшитъ насъ!» Въ великую субботу, въ вечерню, клирикъ пришелъ къ потоку почерпнуть воды и увидѣлъ въ потокѣ необыкновенное количество рыбы. Закинули сѣти, и рыбы было наловлено въ изобиліи. Когда дѣло касалось нуждъ ближняго, преподобный Пафнутій первый спѣшилъ на помощь. Такъ во время сильнаго голода въ окрестностяхъ ежедневно до тысячи голодныхъ жителей получали пищу изъ монастырскихъ запасовъ. — Еще даръ прозорливости отличалъ преподобнаго. Взглянувъ въ лицо иноку, Пафнутій нерѣдко узнавалъ, добрыя или худыя у кого мысли. Однажды, по одному взгляду, Пафнутій узналъ убійцу. Еще при жизни преподобный творилъ многія чудеса, исцѣляя слѣпыхъ и разслабленныхъ. Онъ скончался 1 мая 1478 года, 83 лѣтъ отъ роду, предсказавъ за недѣлю день своей кончины и благочестиво приготовивъ себя къ этому дню. Тѣло его впослѣдствіи было обрѣтено нетлѣннымъ.

II. Въ предложенномъ житіи мы слышали, братіе, о томъ, какъ упованіе на помощь Божію не посрамило преп. Пафнутія и братія его обители, нуждавшіяся въ продовольствіи, получили его въ изобиліи чрезъ чудесный уловъ рыбы.

Это побуждаетъ насъ побесѣдовать о томъ, каково должно быть христіанское упованіе на промыслъ Божій.

а) Св. вѣра наша учитъ насъ, чтобы мы уповали не на свой разумъ и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божію, не на сокровища земныя, которыя червь и тля тлитъ, и татіе подкапываютъ и крадутъ, но на неиждиваемое сокровище благости и милосердія Божія, не на князи и сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія, но на Бога жива и истинна; чтобы мы всего ожидали не отъ своихъ трудовъ, заботъ и попеченій, но отъ благости и милосердія Отца небеснаго, Который знаетъ всѣ наши нужды и подаетъ намъ все потребное прежде прошенія нашего; чтобы мы страшились не опасностей и бѣдствій временныхъ, которыя не могутъ постигнуть насъ безъ воли Божіей, не злобы и коварства человѣковъ, которыя не могутъ причинить намъ зла, если не попуститъ Господь Богъ, но страшились гнѣва и неблаговоленія Отца нашего, Иже на небесѣхъ. Какъ бы ни былъ ты счастливъ и благополученъ во всемъ, помни, возлюбленный, что все, что имѣешь, чѣмъ наслаждаешься и утѣшаешься въ жизни, не твое, все подается тебѣ свыше отъ Отца свѣтовъ, все подано тебѣ только на время и все можетъ быть взято отъ тебя навсегда. Съ другой стороны, какъ бы ни было тягостно положеніе, въ которомъ ты находишься, какими бы ни былъ ты окруженъ скорбными обстоятельствами; никогда не забывай, братъ мой, что есть всевидящее око, которое и видитъ и исчитаетъ всѣ твои слезы; есть всеслышащее ухо, которое слышитъ твои стенанія и вздохи; есть всемогущая премудрость, которая можетъ избавить тебя отъ всѣхъ возможныхъ бѣдствій; есть высочайшая любовь, которая любитъ тебя болѣе, нежели матерь дитя свое; есть щедродательная десница, которая готова подать тебѣ все благопотребное во время свое. Отъ какихъ бѣдствій не спасалъ Господь вѣрныхъ рабовъ Своихъ? Сквозь какія опасности не проводидъ ихъ невредимыми? Мой еси ты, говоритъ тебѣ Отецъ небесный: и аще сквозь огнь пойдеши, не сожжешися, и рѣки пе потопятъ тебе: призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. (Ис. 43, 1, 2).

б) Впрочемъ, брат. мои, мы бѣдственно заблуждались бы въ упованіи на Бога, если бы во всякомъ случаѣ и во всѣхъ нуждахъ нашихъ ожидали какихъ-либо необыкновенныхъ и чудесныхъ явленій промысла Божія надъ нами. Мы не должны ни требовать, ни ожидать, чтобы надъ нами и для насъ совершались какія-либо знаменія и чудеса: это значило бы не уповать на Бога, а искушать Его премудрость и благость. Только ожесточенное невѣріе фарисеевъ могло требовать отъ Господа знаменій съ небесе: вѣра истинная видитъ вседѣйствующую руку Божію во всемъ, что ни случается съ нами въ жизни, какъ бы ни казалось что-либо малымъ и случайнымъ. Умѣй же видѣть и лобызать благодѣющую руку Отца небеснаго во всемъ, чѣмъ пользуешься въ жизни сей, что подаетъ она тебѣ и прежде прошенія твоего, и не ищи знаменій и чудесъ, которыя являются только тамъ и тогда, гдѣ и когда находитъ ихъ нужными высочайшая премудрость Божія.

Въ этомъ-то, брат. мои, и состоитъ наша преступная неблагодарность предъ Отцемъ небеснымъ, что, пользуясь непрестанно Его неисчисленными благодѣяніями и дарами, живя и существуя Его присносущною силою и Его божественною благодатію, мы не чувствуемъ и не сознаемъ того. Но сего мало. Мы обращаемъ даже въ орудіе грѣха и беззаконія тѣ самыя блага, которыя подаетъ намъ любовь Отца небеснаго. Одни обращаютъ ихъ въ предметъ тщеславія и надменности, другіе въ поводъ къ невоздержанію и распутству. Тѣ злоупотребляютъ ими до истощенія силъ и здоровья, другіе все обращаютъ въ золото и творятъ его кумиромъ своимъ. У кого болѣе благъ земныхъ, тотъ обыкновенно необузданнѣе предается грѣховной жизни и наслажденіямъ чувствъ. Дивно ли послѣ сего, что Отецъ небесный, оскорбляемый неблагодарностію нашею, иногда лишаетъ насъ благодѣяній Своихъ, отъемлетъ отъ насъ благословеніе Свое, посылаетъ намъ скудость хлѣба и скудость елея? И не должно ли паче удивляться тому, что праведный гнѣвъ Его не даетъ намъ чувствовать себя гораздо чаще, что Его милосердіе и долготерпѣніе щадитъ насъ отъ давно заслуженной погибели?

Видите-ль, что уповать на промыслъ Отца небеснаго должно разумно, благочестно и со страхомъ Божіимъ. Обратись всѣмъ сердцемъ своимъ ко Отцу своему, и Онъ обратится къ тебѣ Своею любовію и благословеніемъ. Будь послушенъ во всемъ всесвятой волѣ Его, и Онъ съ любовію послушаетъ моленій твоихъ и исполнитъ во благихъ всѣ желанія сердца твоего. Пребудь вѣренъ до смерти въ исполненіи заповѣдей Его, и Онъ будетъ вѣренъ во словесѣхъ обѣтованій Своихъ.

в) Не менѣе ложно было бы упованіе наше на промыслъ Божій, если бы мы, уповая на Бога, сами оставались безпечными въ отношеніи къ самимъ себѣ, не трудились въ потѣ лица своего по заповѣди Господней. Напрасно мы воздѣлывали бы землю, если бы Господь не посылалъ во время свое дождей и теплоты, необходимыхъ для возрастанія посѣяннаго сѣмени; но съ другой стороны, и дожди и теплота остались бы безполезными, если бы мы не воздѣлали землю и не посѣяли сѣмени. Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіи, и аще не Господь сохранитъ градъ, всуе бдѣ стрегій; но и помощь Господа безполезна тому, кто не хочетъ созидать себѣ дома, или кто самъ отворитъ врата дома своего татю и разбойнику. Тщетно мы старались бы продлить свою жизнь долѣе положенныхъ ей Господомъ предѣловъ, но также тщетно уповали бы на сохраненіе своей жизни, бросаясь стремглавъ въ глубокую бездну. Такъ и во всемъ — помощь Господня приходитъ только къ тому, кто трудится и молится, а не къ тому, кто бездѣйствуетъ и предается унынію. Господь хощетъ, чтобы все, потребное для жизни нашей, было вмѣстѣ и плодомъ благословенія, которое Онъ изливаетъ на землю, и плодомъ труда, на который Онъ осудилъ человѣка. И подлинно, брат. мои, было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будетъ творить чудеса для поддержанія людей въ праздности и лѣности, для сбереженія ихъ имущества, когда они сами расточаютъ его, для сохраненія ихъ здоровья и силъ, когда они сами разрушаютъ ихъ. Не тяжкій ли грѣхъ и хула уповать на Бога для того только, чтобы вести праздную и безпорядочную жизнь? Отеческаго попеченія Божія достоинъ только тотъ, кто старается быть своими чувствами и расположеніями душевными, своею жизнію и дѣлами достойнымъ сыномъ Отца небеснаго, кто принимаетъ дары Божіи съ благодареніемъ и употребляетъ ихъ во славу Божію и спасеніе души своей, кто проводитъ жизнь трудолюбивую, благоговѣйную и богобоязненную.

III. Ищите прежде царствія Божія и правды Его, и все, потребное для жизни вашей временной, приложится вамъ (Мѳ. 7, 33). Аминь. (Сост. по «Полн. соб. пропов.» Димитрія, арх. херсонск. и одесск., т. III, изд. 1890 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 317-319.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0