Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Тридцать первый день.

Поуч. 2-е. Явленіе Иверской иконы Божіей Матери.

(Въ нуждахъ и скорбяхъ будемъ прибѣгать къ Матери Божіей).

Икона Богоматери приближалась къ берегу. Старецъ Гавріилъ съ вѣрою пошелъ по водѣ и принялъ ее. Когда онъ вынесъ и поставилъ ее на берегу, на этомъ мѣстѣ изъ земли вдругъ пробился источникъ чистой и вкусной воды, который течетъ и до сихъ поръ. Трое сутокъ иноки совершали на берегу моленіе предъ явившейся св. иконой и затѣмъ торжественно внесли ее въ соборный храмъ Иверской обители. Но на другой день инокъ, пришедшій зажигать лампады, не нашелъ иконы Богоматери на ея мѣстѣ въ храмѣ. Она оказалась надъ вратами наружной стѣны монастыря. Ее сняли и снова поставили въ храмѣ, но снова она перешла на ворота — и такъ повторялось нѣсколько разъ. Наконецъ, Богоматерь явилась старцу Гавріилу и сказала ему: «иди, скажи братіи, чтобы они болѣе не искушали Меня; не для того Я прибыла, дабы Меня охраняли вы, но дабы Я охраняла васъ не только въ настоящей жизни, но и въ будущей». Посему св. икона была оставлена на вратахъ обители и именуется Иверскою Вратарницею.

Обѣщавъ быть охранительницей Иверской обители и всего благочестиваго Аѳона, Богоматерь и дѣйствительно являлась таковою въ теченіе цѣлыхъ столѣтій, даже и до сихъ поръ. Много и чудесъ передаютъ объ этой небесной охранѣ. Она не допускала совершеннаго разоренія Аѳона варварами, избавляла Иверскую обитель отъ пожара, умножила въ ней чудесно хлѣбъ и явила много другихъ знаменій Своего небеснаго покровительства. Много передается случаевъ Ея чудесной помощи и всѣмъ, съ вѣрою притекающимъ къ Ней.

У насъ, въ Россіи, находится нѣсколько списковъ Иверской иконы Богоматери, прославленныхъ чудесами. Замѣчательнѣйшіе изъ нихъ слѣдующіе.

Царь Алексѣй Михайловичъ, по совѣту съ архимандритомъ Никономъ, впослѣдствіи патріархомъ Всероссійскимъ, поручилъ Иверскому архимандриту Пахомію, пріѣзжавшему тогда въ Москву, прислать ему точный списокъ съ чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба эта была исполнена, и когда Пахомій воротился въ Иверскую обитель, образъ былъ написанъ и посланъ съ Иверскими иноками въ Москву при двухъ грамотахъ къ царю и Никону. Писали-же сей списокъ, разсказывается въ грамотахъ, такъ. Собралась въ храмъ вся братія Иверской обители, 365 иноковъ, и сотворили всенощное бдѣніе, съ вечера до утра, и святили воду со св. мощами, и св. водою обливали подлинную икону Иверской Богоматери надъ сосудомъ. А водой изъ этого сосуда обливали новую кипарисную доску, и воду опять собрали въ сосудъ. Послѣ этого служили литургію и потомъ дали ту св. воду и св. мощи священноиноку Ямвлиху Романову, чтобы онъ, смѣшавъ сію св. воду и св. мощи съ красками, написалъ св. икону. Иконописецъ только въ субботу и воскресенье вкушалъ пищу, а братія дважды въ недѣлю совершали всенощныя бдѣнія и каждый день литургію. И новописанная икона вышла такая, что ничѣмъ, ни размѣромъ, ни ликомъ, не разнилась отъ первой. Икона эта прибыла въ Москву 13-го октября 1648 года и была торжественно встрѣчена царемъ и его семействомъ, патріархомъ Іосифомъ, духовенствомъ, боярами и народомъ. Нынѣ она находится въ Московскомъ Новодѣвичьемъ монастырѣ.

Въ Москвѣ весьма чтится икона Иверской Богоматери, находящаяся въ часовнѣ при Воскресенскихъ воротахъ. Это также весьма древній списокъ, хотя время и мѣсто написанія его точно неизвѣстны. Въ часовнѣ, гдѣ находится сія св. икона, ежедневно стекается множество богомольцевъ, и рѣдко кто пройдетъ мимо, не осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ. Наши благочестивые Государи и лица царственнаго дома, посѣщая Москву, имѣютъ обычай останавливаться у Иверской часовни и прикладываться къ св. иконѣ. Жители Москвы съ благоговѣніемъ принимаютъ къ себѣ сію св. икону въ домы; въ часовнѣ-же на это время остается другой ея списокъ. И Богъ прославилъ и прославляетъ московскую икону Богоматери Вратарницы не менѣе, чѣмъ самую Аѳонскую, многими благодатными знаменіями и чудесами.

II. Братіе, къ кому намъ лучше всего прибѣгать за помощію во всѣхъ обстоятельствахъ жизни нашей, — къ кому, какъ не къ Матери Божіей? Кто изъ праведниковъ сильнѣе, могущественнѣе Божіей Матери? Кто ближе Ея къ престолу Божію?

Тамъ на небѣ Она возсѣдаетъ одесную Сына Своего, и ближе къ Нему даже архангеловъ и ангеловъ. Кому же слѣдовательно всего удобнѣе молиться за насъ грѣшныхъ, какъ не Ей? И если еще во время пребыванія на землѣ Господь часто исполнялъ Ея прошенія, то какъ же не исполнить Ему Ея мольбы теперь, когда Онъ Самъ же такъ прославилъ Ее, Самъ же такъ высоко превознесъ Ее? Будемъ же молиться Богоматери, прибѣгать къ Ней во всѣхъ обстоятельствахъ, и знать, что Она возможетъ помочь намъ.

а) Дѣти свободно обращаются къ матери со всѣми своими нуждами, и что можно и полезно — мать всегда дѣлаетъ для дѣтей своихъ. А Матерь Божія вмѣстѣ есть и наша Матерь. Какъ Она болѣзнуетъ о насъ, когда мы въ опасности, въ скорби, а особенно, когда живемъ во грѣхахъ! А какая радость для Нея бываетъ, когда мы живемъ на землѣ для неба, Сыну Ея служимъ, а не грѣху! Подлинно ни одна матерь такъ не скорбитъ и не радуется о дѣтяхъ своихъ, какъ Она о насъ, чадахъ Своихъ. Если же такъ близко къ своему материнскому сердцу принимаетъ Матерь Божія все бывающее съ нами, то можетъ ли Она не внять намъ, когда мы зовемъ Ее на помощь себѣ, умоляемъ притти помочь намъ? О! это также невозможно для Нея, какъ невозможно для любящаго отказать въ чемъ нибудь любимому имъ. Будемъ же призывать, братіе, Божію Матерь на помощь къ намъ, и Она придетъ и утѣшитъ насъ.

б) Но когда же прибѣгать? Надо прибѣгать всегда, и среди неустройства дѣлъ домашнихъ, и въ преслѣдованіи отъ злыхъ людей, и въ тоскѣ и уныніи, когда все какъ будто оставляетъ насъ, когда ближніе далече бѣгутъ отъ насъ, когда неоткуда помощи ждать намъ. Вотъ тутъ-то скорѣе и припадемъ къ Божіей Матери, и Она проявитъ надъ нами милость Свою. Будемъ прибѣгать и въ нуждѣ и бѣдности, и болѣзни и горести, наипаче же когда чувствуемъ себя безсильными побѣдить грѣхъ живущій въ насъ, разстаться съ привычкою овладѣвшею нами, когда видимъ себя слабыми на добро, на служеніе Богу, на твореніе дѣлъ милосердія, на посѣщеніе храма Божія, когда не можемъ привести въ порядокъ мыслей своихъ, быть господами сердца своего, когда видимъ, что море грѣховъ нашихъ готово потопить насъ, — вотъ тогда то наипаче, со всѣмъ усердіемъ сердца припадемъ къ Ней и воззовемъ: О Мати Дѣво! буди намъ ходатаица!

в) Какъ же прибѣгать? Тѣ, которые почитаютъ Матерь Божію, надѣются на Ея помощь, тѣ знаютъ способы, какъ искать у Нея этой помощи, чѣмъ получить ее. Они то дома въ извѣстные дни читаютъ акаѳистъ предъ той или другой иконой Ея, то ходятъ въ тѣ храмы, гдѣ въ назначенные дни совершаются особыя моленія къ Ней, и гдѣ имѣются чудотворныя иконы Ея, особенно свято чтутъ дни, установленные для празднованія Ей, и въ эти-то дни особенно стараются съ горячею молитвою обращаться къ Ней. Но любящій Матерь Божію и всегда, даже среди самой суеты житейской, найдетъ время и случай молиться Ей. Въ самомъ дѣлѣ, трудящійся человѣкъ, кто тебѣ препятствуетъ во время работы твоей читать хоть бы это всѣмъ извѣстное ангельское привѣтствіе къ Ней: Богородице Дѣво! радуйся, Благодатная?.. Читай чаще сію молитву, и ты ею привлечешь Матерь Божію къ себѣ, Она будетъ съ тобою, будетъ тебя вразумлять, утѣшать, просвѣщать, и избавлять отъ всѣхъ бѣдъ и напастей.

III. Но, молясь Матери Божіей, будемъ, братіе, подражать жизни Ея. Вотъ когда особенно мы будемъ любезны Ей и заслужимъ помощь Ея. Аминь. (Сост. по «Сборн. общепон. поучен.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 231-233.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0