Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Препод. Іоаннъ Лѣствичникъ.

(Степени къ нравственному совершенству).

Положивъ такимъ образомъ доброе начало, онъ съ самаго вступленія въ обитель предаетъ себя вседушно опытному наставнику и поставляетъ себя въ такое состояніе, какъ будто бы душа его не имѣла ни своего разума, ни своей воли. Подавивъ въ себѣ чрезъ то самоувѣренность и самоволіе, онъ вскорѣ избавляется отъ свойственной людямъ даровитымъ кичливости, пріобрѣтаетъ небесную простоту, и является совершеннымъ въ трудахъ и добродѣтеляхъ послушничества.

Когда затѣмъ наставникъ его отошелъ ко Господу, св. Іоаннъ, горя любовію къ большему совершенству, какъ уже окрѣпшій въ добродѣтеляхъ иночества — и внѣшнихъ и внутреннихъ, исходитъ на поприще безмолвія. Избравъ для сего подвига въ пяти поприщахъ отъ храма Господня удобное мѣсто, сорокъ лѣтъ проводитъ на немъ уединенное житіе въ строгомъ воздержаніи и подвижничествѣ, въ непрестанной молитвѣ и богомысліи, а паче въ слезахъ, которыя составляли для него хлѣбъ день и ночь.

За то скоро восходитъ онъ на высшую степень чистоты, и дѣлается сосудомъ особенныхъ дарованій Божіихъ, прозорливости, дерзновенія въ молитвѣ и чудотвореній. Потомъ, когда надлежало избирать настоятеля, братія вся единодушно поставила его вождемъ надъ собою, какъ новоявленнаго какого Моѵсея, — и онъ, съ горы богосозерцанія снизшедши, предложилъ, какъ богописаяныя скрижали, свою святую Лѣствицу, гдѣ изобразилъ образъ совершеннаго христіанскаго житія, имъ самимъ пройденный и благодатію Божіею въ сердцѣ его начертанный. Путеводствуя такъ сихъ избранныхъ иноковъ, достигаетъ предѣла видимаго житія и отходитъ въ горній Іерусалимъ.

II. Вотъ все теченіе жизни святого. Мы не касались подробностей, имѣя въ виду указать только тѣ ступени, по которымъ восходилъ онъ къ совершенству, въ наученіе намъ. И легко всякому замѣтить, что ихъ было три главнѣйшихъ: оставленіе міра со всѣми его надеждами, — труды послушничества, по волѣ руководителя, — затѣмъ безмолвіе, сдѣлавшее его достойнымъ особыхъ дарованій Божіихъ и богомудраго настоятельствованія. Эти степени общи всѣмъ святымъ, просіявшимъ христіанскими совершенствами на землѣ, какъ можете сами увѣриться, прочитавъ со вниманіемъ житіе какого угодно изъ нихъ. Тѣ же степени надобно пройти и всѣмъ намъ, если желаемъ не казаться только, но быть истинными христіанами.

Отреченіе отъ всего, или оставленіе міра, понятно вамъ. Послушничество — это жизнь въ добрыхъ трудахъ, не по своей волѣ, а по указанію другого. Наконецъ безмолвіе — это стремленіе быть непрестанно въ сердцѣ съ единымъ Богомъ, чего когда кто достигаетъ, начинаетъ являть силы Божіи, или особенныя дарованія. Посмотрите теперь, какъ это можетъ быть исполнено міряниномъ, и даже исполняется вами.

а) То, что у св. Іоанна есть оставленіе міра и удаленіе въ обитель Синайскую, у насъ съ вами есть оставленіе грѣховнаго и страстнаго житія и обращеніе умомъ и сердцемъ къ богоугожденію: ибо міръ есть образъ страстной грѣховной жизни, а обитель иноческая — стмволъ добродѣтельнаго житія. Кто оставляетъ грѣхъ и полагаетъ намѣреніе жить свято, тотъ дѣлаетъ то же, что другой — оставляющій міръ и поступающій въ обитель. Если вы въ теченіе великаго поста, напр., искренно покаялись и положили не оскорблять болѣе Бога грѣхами своими: то вы сдѣлались подражателями св. Іоанна, когда онъ, оставя міръ, удалился въ обитель Синайскую. Остается вамъ пребыть въ семъ намѣреніи и въ исполненіи требованій его, чтобъ сдѣлаться подражателями его и во второй степени его восхожденія къ совершенству.

б) На второй степени, въ обители, св. Іоаннъ несъ трудъ послушанія подъ руководствомъ своего старца-руководителя. Въ вашемъ житейскомъ быту въ чемъ должно состоять сіе послушничество? Въ исполненіи заповѣдей, коими опредѣляется образъ жизни каждаго изъ васъ, какъ семьянина, какъ члена гражданскаго общества и какъ сына церкви. Дѣлай то, что повелѣваютъ заповѣди, и будешь исправный послушникъ. Слуга ты, исполняй заповѣди слуги; отецъ или мать, исполняй заповѣди родительскія: сынъ ты, исполняй заповѣди сыновства; судья, исполняй заповѣди правосудія; торгующій, торгуй какъ заповѣдано. Требуетъ чего гражданское устройство, исполни. И все, что заповѣдуетъ св. церковь, исполняй отъ мала до велика. Все сіе есть спасительное послушничество, когда дѣйствуютъ не по своей волѣ, а по тому, какъ предписано. Св. Іоаннъ имѣлъ руководителя. Кто у васъ руководители? Пастыри церкви. Поди, спроси и вразумись всякій разъ, и поступи по указанію ихъ. Не свою волю будутъ они изрекать вамъ, а заповѣди евангелія и постановленія святой Божіей церкви. Вотъ кто такимъ образомъ, оставя грѣхъ, начнетъ жить въ трудахъ добродѣланія и исполненія всестороннихъ заповѣдей Божіихъ подъ руководствомъ законныхъ пастырей, тотъ будетъ подражателемъ св. Іоанна во второй его степени совершенства.

в) Какъ, наконецъ, подражать ему въ безмолвіи? Вотъ какъ. Посмотрите, что есть безмолвіе? Внѣшно — это есть удаленіе отъ всѣхъ и пребываніе наединѣ, а внутренно — это есть устраненіе всякаго развлеченія мысленнаго, и собраніе себя внутрь сердца, чтобъ тамъ пребывать неисходно, предъ лицемъ единаго всевидящаго Бога. Внѣшнее безмолвіе не въ нашихъ рукахъ, и можетъ быть въ житейскомъ быту только случайно; а уединеніе внутреннее въ вашихъ рукахъ. Его себѣ и устрояйте, всячески заботясь о томъ, чтобъ сколько можно чаще входить внутрь себя, въ свою внутреннюю клѣть, и тамъ наединѣ предстоять единому Богу. Въ домѣ ли вы, на пути, на должности или въ храмѣ, напрягайтесь не исходить вниманіемъ изъ сердца и не открывайте ока ума вашего отъ лицезрѣнія Божія. И будете уединенники или безмолвники. Потребность къ безмолвному внутрь-пребыванію раждается въ душѣ вслѣдствіе добросовѣстнаго труда въ исполненіи заповѣдей Божіихъ. Пока страсти и грѣховныя привычки живутъ въ сердцѣ, нельзя имѣть внутренняго безмолвія. Трудъ добродѣланія и исполненія заповѣдей Божіихъ исторгаетъ изъ естества нашего страсти и грѣховныя привычки. Тогда раждается позывъ быть едино съ Господомъ. И вотъ смотрите: тѣ, кои окрѣпли въ добрыхъ дѣлахъ и расположеніяхъ — часто, или во время молитвы дома и въ храмѣ, или во время благочестиваго размышленія и чтенія, такъ входятъ глубоко внутрь и погружаются въ такое безмолвіе, что не замѣчаютъ, какъ время идетъ, и не смотря на трудъ внѣшній, напримѣръ во время молитвы или стоянія въ храмѣ, не хотѣли бы прекратить его, чтобъ всегда быть въ семъ блаженномъ состояніи. Это начатки внутренняго безмолвія, возможнаго и въ семейномъ быту. Остается продолжать жизнь въ томъ же трудѣ добродѣланія. Господь не оставитъ труда любви. Надо только отстранить изъ жизни все, что можетъ разстроивать сіе благонастроеніе, и погашать блаженную теплоту внутренняго безмолвія. III. Вотъ какъ и изъ васъ каждый можетъ сдѣлаться полнымъ подражателемъ св. Іоанна. Только, братіе, тако тецыте, да постигнете. Восходите въ мѣру возраста исполненія Христова. Задняя убо забывая, въ предняя простирайтесь, къ почести вышняго званія о Христѣ Іисусѣ. Аминь. (Сост. по кн. преосвящ. еп. Ѳеофана: «О покаяніи». С.-Пб. 1869 г., стр. 210-212).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 228-229.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0