Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Іоаннъ Лѣствичникъ.

(Нравоучительныя черты въ его жизни).

Послѣ 40-лѣтняго пустыннаго житія св. Іоаннъ братіею избранъ былъ во игумена синайской горы. Вскорѣ послѣ этого избранія, въ Палестинѣ и въ Аравіи открылась сильная засуха. Тогда жители сихъ странъ пришли къ св. Іоанну и просили его молитвъ о ниспосланіи дождя. Чистыя молитвы св. Іоанна, какъ нѣкогда молитвы Иліи ѳесвитянина, Богъ услышалъ и ниспослалъ обильный дождь. Скончался преподобный 80-ти лѣтъ, оставивъ сочиненную имъ весьма замѣчательную и душеполезную книгу: Лѣствицу, показующую тридцать степеней богоугоднаго житія, за что и прозванъ лѣствичникомъ.

II. Жизнь этого праведника для многихъ изъ насъ можетъ быть весьма назидательна.

а) Она, во-первыхъ, даетъ урокъ для юношей. Прекрасный возрастъ юности преимущественно нужно посвящать благочестивымъ занятіямъ и упражненіямъ въ добрыхъ дѣлахъ, свойственныхъ сему возрасту, какъ то и сдѣлалъ препод. Іоаннъ, съ 16 лѣтняго возраста посвятивъ себя на служеніе Богу. — Не весною ли земледѣлецъ сѣетъ сѣмена свои ла полѣ, чтобы имѣть хорошіе плоды?

И чѣмъ тщательнѣе онъ обработываетъ въ это время поле, и чѣмъ лучше посѣетъ сѣмена, тѣмъ лучшій впослѣдствіи времени получаетъ урожай хлѣба, и тѣмъ большую получаетъ прибыль отъ него. Иное бываетъ съ тѣмъ, кто опуститъ хорошее время для посѣва и, худо воздѣлавъ землю, худыя разбрасываетъ на нее сѣмена. Такому земледѣльцу земля даетъ скудные плоды, а иногда и вовсе отказываетъ въ нихъ. Весна жизни нашей не есть-ли юность? Кто въ юности посѣетъ сѣмена благочестія, тотъ имѣетъ несомнѣнную надежду пожать обильный плодъ благочестія въ зрѣломъ возрастѣ и въ старости; а кто юность свою погубитъ въ пустыхъ занятіяхъ и порочныхъ удовольствіяхъ, такой чего можетъ надѣяться и въ зрѣломъ возрастѣ, а тѣмъ болѣе въ старости, если только доживетъ до ней? Ибо извѣстно по опыту, что худо проводящіе лѣта съ молоду, преждевременно состарѣваются и оканчиваютъ жизнь, не достигнувъ старческихъ лѣтъ.

б) Во-вторыхъ, препод. Іоаннъ лѣствичникъ, отличавшійся добродѣтелью послушанія своимъ старцамъ — руководителямъ въ духовной жизни, учитъ и насъ этой добродѣтели.

Сколь великъ подвигъ послушанія и какая на небѣ уготовлена награда за него, можно убѣдиться изъ слѣдующаго видѣнія: одинъ великій старецъ, будучи въ восхищеніи, видѣлъ на небѣ четыре чина, знаменующіе совершенство подвижниковъ: на первой степени стоялъ недугами удрученный, но благословляющій имя Господне; на другой — безкорыстный страннопріимецъ; на третьей — безмолвный пустынножитель; наконецъ четвертую и самую высшую степень занималъ послушный своему наставнику и ради Господа всѣмъ сердцемъ ему преданный. Этотъ человѣкъ за послушаніе носилъ золотую цѣпь и имѣлъ большую предъ другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. о.», сн. Руѳ. гл. 2).

Посему св. Іоаннъ лѣствичникъ говоритъ: «блаженъ, кто волю свою до конца умертвилъ и все попеченіе о себѣ препоручилъ своему наставнику о Богѣ: ибо таковой станетъ одесную распятаго Спасителя». (Степ. 4 стр. 26. Сн. соч. «О монаш.», еп. Петра, стр. 136).

Св. Григорій великій о величіи добродѣтели послушанія такъ говоритъ: «одна добродѣтель послушанія насаждаетъ въ душѣ прочія добродѣтели и насажденныя охраняетъ. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвамъ (1 цар. 15, 22), потому что въ жертвахъ закалается чужая плоть, а посредствомъ послушаніясобственная воля».

III. Молитвами препод. Іоанна лѣствичника да сподобитъ насъ Господь утвердиться въ добродѣтели послушанія. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 226-228.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0