Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать девятый день.

Преп. Маркъ Исповѣдникъ, еп. Ареѳусійскій.

(Христ. вѣра есть единственно истинная, благодатная и спасительная).

Въ силу указа, изданнаго Юліаномъ, о томъ, чтобы идольскія капища, разоренныя христіанами, были воздвигнуты разорившими ихъ, отъ епископа Марка, тогда уже престарѣлаго и всѣми чтимаго за святую жизнь его, потребовали денегъ на возстановленіе разрушеннаго имъ въ царствованіе Константина капища. Старецъ отвѣчалъ, что у него нѣтъ денегъ, но что если бы онѣ даже и были, то онъ все-таки ничего не далъ бы на возстановленіе капища... При этомъ онъ не допустилъ внести за себя деньги и другимъ христіанамъ, пожелавшимъ спасти старца отъ истязаній, которымъ онъ могъ подвергнуться за сопротивленіе властямъ, требовавшимъ исполненія указа императора.

Такъ какъ бѣдность епископа Марка была всѣмъ извѣстна, то власти значительно уменьшили размѣръ требуемой отъ него суммы, но грозили епископу строгимъ преслѣдованіемъ въ случаѣ отказа внести хотя эту уменьшенную сумму. Не смотря на угрозы, со стороны епископа Марка послѣдовалъ новый отказъ, вслѣдствіе чего онъ дѣйствительно былъ преданъ жестокимъ истязаніямъ. Его безпощадно били, волочили съ поруганіемъ по улицамъ, забрасывали каменьями, терзали тѣло его ножами и замучили до полусмерти. О страданіяхъ его свидѣтельствуетъ св. Григорій Назіанзинъ, а Ѳеодоритъ сообщаетъ, что жители Ареѳузы, пораженные его необычайнымъ терпѣніемъ среди страданій, не только что оставили его наконецъ въ покоѣ, но устыдились своей жестокости, и многіе изъ нихъ признали себя покорными овцами своего пастыря... Преподобный епископъ Маркъ мирно скончался въ глубокой старости.

II. Братіе и чада о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ! Какъ думается вамъ, отчего нынѣ прославляемый преподобный Маркъ, краткій очеркъ житія коего мы предложили вашему вниманію, не хотѣлъ, чтобы избѣжать страданій, что либо дать изъ своихъ средствъ или изъ предлагаемыхъ ему его почитателями на возстановленіе языческаго капища? Оттого, думаемъ мы, что онъ считалъ язычество гибельнымъ и нечестивымъ заблужденіемъ, какъ, напротивъ, нашу православную христіанскую вѣру единственно истинною, благодатною и спасительною. Вотъ почему никакія страданія не могли заставить его въ ущербъ Христовой вѣрѣ содѣйствовать возстановленію капища языческой религіи, которую онъ считалъ ложною, нечестивою и душевредною во всѣхъ отношеніяхъ.

Да, исповѣдуемая нами вѣра есть единственно истинная, благодатная и душеспасительная вѣра.

а) Исповѣдуемая нами вѣра есть самая истинная Христова вѣра. Это видно изъ того, что всѣ догматы ея основаны на божественномъ ученіи Самого I. Христа; ее проповѣдывали ближайшіе ученики Христовы — апостолы, ее утвердили на соборахъ и въ писаніяхъ своихъ святые отцы и учители древней Христовой церкви, ее исповѣдывали пострадавшіе за нее мученики и сонмъ другихъ праведниковъ, обитающихъ нынѣ на небѣ. Въ нашемъ отечествѣ ее насадили и возростили, при помощи Божіей, православные греческіе пастыри, изъ коихъ многіе отличались великимъ благочестіемъ и святостію жизни; главнымъ изъ нихъ былъ св. Михаилъ, первый митрополитъ кіевскій, нетлѣнно почивающій въ Кіево-печерской лаврѣ. Такіе вѣрные служители Божіи, очевидно, не могли учить нашихъ предковъ неправой вѣрѣ и, конечно, никому не дозволяли вносить въ ихъ чистое ученіе какія-нибудь суемудрія, — они право правили слово истины (2 Тим. 2, 15).

б) Будучи истинною вѣрою Христовою, исповѣдываемая нами вѣра есть благодатная. Она благодатна не только потому, что по вѣрѣ нашей въ священныхъ таинствахъ нашей св. церкви подается намъ благодать или сила Божія, необходимая въ духовной и тѣлесной нашей жизни по естественной нашей немощи для совершенія нашего спасенія, (Дѣян 2, 38; 2 Кор. 12, 7), но и потому, что милосердый Богъ по усерднымъ молитвамъ нашимъ, возносимымъ къ Нему съ искреннею вѣрою, подаетъ намъ все потребное въ нашихъ нуждахъ (Матѳ. 21, 22; Марк. 9, 23). Это, я думаю, испыталъ на себѣ каждый истинно православный христіанинъ; это показываютъ разныя благодѣянія, оказанныя Богомъ Россіи въ трудныхъ ея обстоятельствахъ по молитвамъ нашей церкви и вѣрныхъ чадъ ея; это подтверждаютъ и чудеса, многократно бывшія и доселѣ совершающіяся въ нашемъ отечествѣ надъ больными по молитвамъ вѣрующихъ, чего свидѣтелями были, безъ сомнѣнія, многіе.

в) А что наша вѣра душеспасительна, — въ этомъ никто не долженъ сомнѣваться, потому что не только догматы ея, ея ученіе — но и все, къ ней относящееся — священные обряды, молитвословія и пѣснопѣнія, все напоминаетъ о спасеніи душъ нашихъ, располагаетъ къ нему и содѣйствуетъ ему. Поэтому въ нашей церкви, хотя есть, къ сожалѣнію, грѣшники, не пекущіеся о своемъ спасеніи, но много и такихъ праведниковъ, которые достигли въ ней спасенія.

III. Что же мы, братія, должны дѣлать, сознавъ, что мы по милости Божіей владѣемъ такой вѣрой? Очевидно, должны вседушно благодарить Господа, что Онъ сподобилъ насъ исповѣдывать такую вѣру, и свято хранить ее, какъ великій даръ Божій и священное наслѣдіе нашихъ предковъ, безъ всякаго измѣненія ея и уклоненія отъ нея, притомъ жить такъ, какъ она требуетъ, ибо не всякій именующій Меня Господомъ, говоритъ Спаситель, внидетъ въ царствіе небесное, а только исполняющій волю Отца Моего (Матѳ. 7, 21), т. е. благочестивый и добродѣтельный христіанинъ. Аминь. (Сост. по бесѣдѣ Платона, митр. кіевскаго, сказ. въ день празднованія 900-лѣтняго юбилея крещенія Россіи).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 225-226.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0