Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-е. Св. преподобномученикъ Евстратій Печерскій.

(Какъ можемъ мы сораспяться Христу).

II. Такъ св. Евстратій и видимымъ образомъ уподобился распятому Господу, оставивъ намъ примѣръ, да распнемся съ Нимъ и умертвимся Его ради житейскимъ сластемъ (по выраж. церк. пѣсн.).

а) «Но гдѣ Голгоѳа и крестъ, необходимые для такого распятія?» — Вездѣ, гдѣ мы съ тобою, слушатель.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, въ мірѣ семъ не можетъ быть недостатка и въ вещественныхъ крестахъ. Сколь многіе изъ послѣдователей Христовыхъ въ разныя времена и въ разныхъ странахъ окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на крестѣ? — И теперь могутъ повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человѣческаго доселѣ почитаетъ нечестіемъ вѣру въ Распятаго, и готова преслѣдовать крестъ Его новыми крестами. Христіанинъ не обязанъ искать этихъ крестовъ; но когда они срѣтятъ его, долженъ итти на нихъ, не обинуяся.

Но эти кресты для немногихъ: есть другіе, совершенно неизбѣжные для каждаго, уклоненіе отъ коихъ всегда есть преступленіе; ибо распятіе на нихъ составляетъ сущность христіанства.

И во-первыхъ, братіе, весь міръ внѣшній, въ которомъ мы живемъ и движемся, такъ устроенъ, что въ немъ каждая вещь можетъ содѣлаться для насъ крестомъ. Въ мірѣ, по замѣчанію великаго крестоносца Павла, бѣды въ рѣкахъ, бѣды во градѣхъ, бѣды въ пустыни, бѣды въ мори (2 Кор. 11, 26).

Во-вторыхъ, всякое общество человѣческое, къ коему мы, по необходимости, принадлежимъ, какъ члены, таково, что въ немъ встрѣчаютъ каждаго многіе кресты, и здѣсь, по замѣчанію того же апостола, бѣды отъ разбойникъ, бѣды отъ сродникъ, бѣды во лжебратіи, бѣды отъ языкъ (2 Кор. 11, 26).

Наконецъ, самый многочастный составъ униженнаго, превращеннаго грѣхомъ естества нашего образуетъ изъ себя для каждаго ужасное многокрестіе. Какой тяжкій, никогда неснимаемый для духа крестъ есть уже бренная и грѣховная плоть наша. Самый внѣшній видъ ея явно показуетъ сіе: ибо стóитъ только простерть руки, чтобы увидѣть въ себѣ полный крестъ. Тѣмъ паче увидишь, когда прострешь ихъ на постоянную молитву; тѣмъ паче увидишь, когда прострешь ихъ на вспоможеніе ближнимъ, на защищеніе невинности гонимой, на пораженіе порока сильнаго и торжествующаго; тѣмъ паче увидишь, если сіи руки, кои ты рѣшился простерть на добро, любили и привыкли простираться на злое. Павелъ уже былъ распятъ для міра, уже давно жилъ новою жизнію во Христѣ; и однако же до того чувствовалъ по временамъ тягость креста плоти, что вопіялъ: Окаяненъ азъ человѣкъ! Кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея (Рим. 7, 24)?

Итакъ, желающій быть распятымъ со Христомъ, не опасайся недостатка въ крестахъ.

б) Желаешь знать, возлюбленный, въ чемъ должно состоять самое распятіе наше? — Чтобы уразумѣть это, представь, что ты въ самомъ дѣлѣ на крестѣ. — Что было бы тогда съ тобой? — У тебя прекратилось бы свободное движеніеи въ рукахъ и въ ногахъ; весь міръ потерялъ бы для тебя цѣну; всѣ блага его содѣлались бы для тебя чуждыми, какъ бы несуществующими; у тебя осталось бы одно на умѣ и въ сердцѣ: какъ бы скорѣе разрѣшиться отъ земли и плоти, и предать духъ Богу. Поставь же себя въ такое состояніе духа произвольно, силою вѣры и любви ко Христу; и ты будешь распятъ со Христомъ. У распятаго со Христомъ нѣтъ движеній по своей волѣ, а всѣ — по волѣ Божіей; его руки и ноги также недвижимы на зло и неправду, какъ у распятаго на крестѣ; міръ съ его благами и соблазнами для него не привлекателенъ; мысль объ окончаніи земного странствія, есть любимою его мыслію; онъ уже вознесенъ въ духѣ отъ земли на небо, и животъ его сокровенъ въ Богѣ. Будь таковъ и ты, — и будешь распятъ со Христомъ.

в) Но какъ можно держаться въ семъ крайне трудномъ для плоти положеніи духа? — А какъ, возлюбленный, держатся на крестѣ распятые? — Гвоздями. Пригвозди себя къ кресту самоотверженія во-первыхъ страхомъ Божіимъ и мыслію о Богѣ. Страхъ сей отрѣяетъ всѣ грѣхи (Сирах. 1, 21) и соблазны, дѣлаетъ человѣка неподвижнымъ на зло и твердымъ въ добрѣ. Пригвозди себя ко кресту памятію о смерти. Кто имѣетъ предъ очами смерть свою, тотъ не простретъ рукъ къ плоду запрещенному. Пригвозди себя упованіемъ благъ вѣчныхъ, кои обѣщаны всѣмъ сражающимся до крови. Пригвозди себя наконецъ ко кресту любовію къ своему Спасителю, на немъ распятому. Любы сія, по самому естеству своему, вся терпитъ, вся уповаетъ и николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 7). И сихъ четырехъ гвоздей довольно къ удержанію на крестѣ самоотверженія самой тяжелой плоти.

Сей крестъ Христовъ ужасенъ только спереди, а за нимъ рай, не на небѣ только, а на землѣ. Обыкновенный крестъ отнимаетъ всю жизнь у распятаго; а крестъ Христовъ, отъемля жазнь мірскую, грѣховную, даетъ вмѣсто ея новую, въ Богѣ и Христѣ. Елико внѣшній человѣкъ тлѣетъ на семъ крестѣ, — свидѣтельствуетъ испытавшій едва не всѣ кресты въ мірѣ, — толико внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Елико избыточествуютъ скорби для распятаго со Христомъ, говоритъ онъ же, толико избыточествуютъ и утѣшенія Святаго Духа.

Въ самомъ дѣлѣ, можетъ ли что-либо быть радостнѣе для человѣка, какъ возстать изъ гроба? Но то же совершается надъ тѣмъ, кто распинаетъ себя со Христомъ міру и грѣху; за смертію плоти слѣдуетъ духовное воскресеніе, которое, по самому существу своему, есть состояніе самое блаженное.

III. Итакъ, братіе, отложивъ всякое недоумѣніе и страхъ, пойдемъ за Господомъ нашимъ на крестъ самоотверженія. Зря вѣру и любовь нашу, Онъ, всемогущій и всеблагій, Самъ поспѣшитъ укрѣпить колеблющіяся стопы наши въ семъ святомъ и необходимомъ подвигѣ. Аминь. (Сост. по «Пропов.» Иннокентія, архіеп. Херс. и Тавр. т. IV, 1873 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 223-225.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0