Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать седьмой день.

Св. муч. Матрона Солунская.

(Объ усердномъ посѣщеніи храмовъ Божіихъ).

Матрона была рабою одной іудеянки, по имени Павтилы, жены градоначальника солунскаго, которая враждебно относилась къ христіанамъ. Поэтому она сильно прогнѣвалась, когда узнала, что раба ея — христіанка, и что она, не смотря на то, что усердно служитъ ей, соблюдаетъ въ то же время постановленія своей вѣры, не пропускаетъ случаевъ присутствовать и при церковномъ Богослуженіи. Строго запретила своей рабѣ госпожа отлучаться въ церковь, стала уговаривать ее отступиться отъ вѣры Христовой, но видя непокорность своей служанки ея волѣ въ этомъ случаѣ, она стала ее жестоко преслѣдовать. Матрона же терпѣливо и смиренно переносила мучительное обращеніе съ нею ея госпожи, и когда не могла уже пойти въ церковь, то, связанная, совершала всѣ положенныя молитвы у себя въ комнатѣ.

Заставая Матрону молящеюся, іудеянка приходила въ ярость, и видя, что никакія угрозы, ни истязанія не могутъ отклонить христіанку отъ исполненія ея св. долга, она велѣла избить ее почти до смерти и потомъ заперла ее въ ея комнатѣ, гдѣ замученная раба и скончалась... Тѣло ея было выброшено изъ дома, но христіане взяли его и предали честному погребенію. Впослѣдствіи епископъ солунскій Александръ воздвигъ церковь во имя этой мученицы за вѣру Христову, куда и перенесены были ея нетлѣнные останки. — Св. Матрона пострадала во II-мъ вѣкѣ.

II. Жизнь св. муч. Матроны, отличавшейся усерднымъ посѣщеніемъ храма Божія и любовію къ церков. богослуженію, побуждаетъ и насъ, братіе, къ ревностному посѣщенію храмовъ Божіихъ.

а) Что такое храмъ Божій? Самое названіе, наружный видъ и всѣ принадлежности его показываютъ, что это не обыкновенное человѣческое жилище, а нѣкая святыня, мѣсто особеннаго присутствія Божія. Богъ, яко Духъ безпредѣльный, находится вездѣ и все наполняетъ; а посему нѣтъ мѣста во вселенной, гдѣ бы Его не было. Но мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что есть мѣста, въ которыхъ Онъ по преимуществу благоволилъ являть Свое присутствіе. Таковы, по словамъ пророка, небо престолъ Его (Исаіи 66, 1), земля— подножіе ногъ Его (Исаіи 66, 1); а на землѣ каждый св. храмъ есть домъ Его (Псал. 5, 8), въ которомъ Онъ таинственно присутствуетъ Своею благодатію и невидимо подаетъ ее вѣрующимъ. Это истина несомнѣнная: ибо Самъ Богъ говоритъ: гдѣ два или три вѣрующихъ соберутся во имя Мое, тамъ и Я посреди ихъ (Матѳ. 18, 20). Самъ Онъ заповѣдалъ Моисею создать Ему скинію и показалъ чертежъ ея (Исх. 25, 9); Самъ же соизволилъ, чтобы Ему построенъ былъ въ Іерусалимѣ храмъ (2 Цар. 7, 13), бывшій впослѣдствіи образцемъ для храмовъ христіанскихъ, и не только осѣнилъ его облакомъ, въ знаменіе почившей на немъ славы и благодати Своей (3 Цар. 8, 11), но и прорекъ о немъ Соломону: Я освятилъ храмъ сей, который ты построилъ, чтобы имя Мое пребывало тамъ во вѣки, и будутъ очи Мои и сердце Мое тамъ во всѣ дни (3 Цар. 9, 3). Сіи слова Божіи надлежитъ отнесть и къ христіанскимъ православнымъ храмамъ, потому что каждый изъ нихъ созидается и освящается во имя Господне, съ призываніемъ Св. Духа, да пріидетъ и вселится въ немъ; а поэтому нельзя сомнѣваться, что Господь, обѣщавшій исполнить все, чего мы просимъ у Него въ молитвѣ съ вѣрою (Матѳ. 21, 22), невидимо обитаетъ въ такомъ храмѣ, какъ въ дому Своемъ.

б) Если же православный храмъ есть домъ Божій; то, очевидно, мы должны посѣщать его съ усердіемъ. Къ этому побуждаютъ насъ не только священный долгъ благоговѣнія, благодарности и любви къ нашему Господу, благодѣтелю и любвеобильному Отцу, но и собственное наше благо.

Живя среди міра, исполненнаго суетъ и соблазновъ, твоя душа, вѣроятно, часто изнываетъ отъ житейскихъ заботъ, а сердце волнуется отъ страстей: итакъ, иди въ храмъ Божій, явись въ немъ Тому, Который призываетъ къ Себѣ всѣхъ труждающихся и обремененныхъ, и Онъ облегчитъ твою душу, успокоитъ твое сердце (Матѳ. 11, 28).

Живя между людьми, ты, вѣроятно, нерѣдко терпишь отъ нихъ злобы и коварства, подвергаешься ихъ гоненіямъ, обманамъ и злословіямъ: итакъ, иди въ храмъ Божій, прибѣгни подъ кровъ праведнаго Судіи, избавляющаго насъ отъ человѣка лукаваго и отъ мужа неправеднаго (Псал. 139, 1), — и Онъ заступитъ и спасетъ тебя отъ всѣхъ твоихъ недуговъ (Псал. 7, 2).

Можетъ быть, ты обремененъ различными нуждами, страдаешь отъ болѣзней, терпишь бѣдность, унываешь отъ несчастій: итакъ, иди въ храмъ Божій и повергнись въ сокрушеніи предъ Тѣмъ, Кто заповѣдалъ намъ призывать Его въ день скорби (Псал. 49, 15), и Онъ — Отецъ щедротъ и всякія утѣхи (2 Кор. 1, 3), невидимо прольетъ въ сердце твое утѣшеніе, избавитъ тебя отъ всѣхъ нуждъ и скорбей твоихъ (Псал. 33, 18, 106, 6).

Можетъ бытъ, ты изнемогаешь въ борьбѣ съ искушеніями, колеблешься отъ соблазновъ и близокъ къ паденію: о, спѣши въ храмъ Божій и усердно моли Господа подкрѣпить твою немощь, и Онъ немедленно пошлетъ тебѣ всесильную благодать Свою во благовременную противъ грѣха помощь (Евр. 4, 16). Словомъ, въ какихъ бы ты обстоятельствахъ ни находился, всегда и радостно теки въ храмъ Божій съ усердными молитвами, — и Господь исполнитъ всѣ прошенія твои (Псал. 19, 6).

Храмъ Божій есть нѣкая гостиница, въ которой мы можемъ успокоивать духъ свой въ многотрудномъ житейскомъ странствованіи; — есть врачебница, въ которой мы можемъ благодатно врачевать свои душевные и тѣлесные недуги; — есть сокровищница, въ которой мы можемъ получать благодатные дары Божіи, необходимые намъ для временнаго благодатнаго и вѣчнаго блаженства, а вмѣстѣ есть надежное убѣжище, въ которомъ мы можемъ укрываться подъ десницею Божіею отъ всѣхъ золъ и напастей.

III. Сообразивъ все это, скажите, братія, можно ли быть равнодушнымъ къ храму Божію и добровольно отказываться отъ счастія пребывать въ немъ? Не должны ли мы, напротивъ, стремиться въ него съ такимъ же усердіемъ, съ какимъ, по словамъ Давида, желаетъ елень на источники водные (Псал. 41, 2)? Приходите же въ него охотно и всякій разъ, какъ услышите церковный звонъ, призывающій въ него, говорите себѣ и другимъ: въ домъ Господень пойдемъ! Аминь. (Состав. по слову Платона, митр. кіевскаго, помѣщен. въ проп. прилож. къ «Рук. для с. паст.» за 1891 г., ноябрь мѣсяцъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 220-221.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0