Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать шестой день.

Соборъ св. архангела Гавріила.

(Объ ангелахъ).

II. Для общаго назиданія благовременно будетъ въ день архистратига Гавріила заняться размышленіемъ объ ангелахъ.

а) Начнемъ съ перваго вопроса: кто суть ангелы и какова ихъ природа? Ангелы духи безплотные, а потому тѣлесными нашими очами невидимые; одарены умомъ, волею, могуществомъ, совершеннѣйшими и превосходнѣйшими, чѣмъ человѣкъ; обитаютъ на небѣ, но, когда нужно, съ быстротою молніи слетаютъ на землю. Апостолъ Павелъ называетъ ангеловъ духами: не всѣ ли они суть служебные духи? но, по ученію Спасителя, — духъ плоти и костей не имѣетъ. Хотя ангелы являлись нерѣдко людямъ въ чувственныхъ образахъ, напримѣръ, въ видѣ юноши или мужа совершенна; но они принимали этотъ чувственный видъ на время, для удобнѣйшаго откровенія людямъ воли Божіей. Въ сущности же ангелы суть духи безтѣлесные, не облеченные плотію.

б) Отличаясь отъ человѣковъ умомъ, ангелы превосходятъ ихъ и совершенствомъ воли и могуществомъ. Слово Божіе называетъ ангеловъ святыми: и вси святіи ангели съ Нимъ (Мѳ. 25, 31), а о человѣкѣ говоритъ: нѣтъ человѣка, который не согрѣшилъ бы (3 Цар. 8, 46). Ангелы по благодати Божіей, за свое безпрекословное повиновеніе Богу, достигли такой святости, на столько утвердились въ добрѣ, что содѣлались вовсе неподвижны на зло, не могутъ согрѣшить, а изъ человѣковъ ни одинъ, доколѣ живъ, не безопасенъ отъ паденій грѣховныхъ.

О могуществѣ ангеловъ апостолъ Петръ говоритъ, что они крѣпостію и силою больше, чѣмъ человѣкъ (2 Петр. 2, 11). По откровенію Іоаннову, ангелы владычествуютъ надъ огнемъ, водой и вѣтромъ (Апок. 8, 1; 14, 18; 16, 5). По свидѣтельству исторіи, одинъ ангелъ можетъ поражать цѣлыя тысячи людей, такъ, напр., ангелъ Господень въ одну ночь поразилъ войско Сеннахирима, царя ассирійскаго.

Послѣ того не обязаны ли мы чтить ангеловъ Божіихъ, когда мы невольно оказываемъ уваженіе даже тѣмъ людямъ, которые превосходятъ насъ свосвоими талантами и силами?

в) Велико ли ихъ число и всѣ ли они одинаковаго достоинства? Число ангеловъ очень велико и неопредѣленно; въ словѣ Божіемъ нѣтъ прямого указанія на то, сколь велико число ангеловъ. Пророкъ Даніилъ видѣлъ, что тысящи тысящъ служили Богу, и тьмы темъ предстояли Ему (Дан. 7, 10), а І. Христосъ апостолу Петру, вооружившемуся мечемъ на защиту Его отъ слугъ архіерейскихъ, сказалъ: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Онъ представитъ Мнѣ болѣе нежели 12 легіоновъ ангеловъ (Мѳ. 26, 53). По ученію св. Іоанна Дамаскина, нѣтъ ни одного народа, ни одного царства, ни одной области, города, монастыря, церкви, части земли, нѣтъ ни одного человѣка, безъ ангела хранителя (Богосл. кн. 2, гл. 3).

По достоинству же ангелы разнятся между собою такъ, что одни изъ нихъ занимаютъ вокругъ престола славы Божіей степени высшія, а другія среднія, а иныя низшія. Самые высшіе ангелы научаются Божественнымъ тайнамъ отъ Самого Бога, а низшіе получаютъ просвѣщеніе чрезъ высшихъ. Пророкъ Даніилъ говоритъ о Михаилѣ, единомъ отъ старѣйшихъ первыхъ (Дан. 10, 13). Св. Діонисій ареопагитъ, ученикъ апостола Павла, небесную іерархію раздѣляетъ на девять чиновъ ангельскихъ, а сіи девять дѣлитъ на три лика; въ первомъ ликѣ поставляетъ онъ херувимовъ, серафимовъ, престолы; во второмъ — господства, силы, власти; въ третьемъ — начала, архангеловъ и ангеловъ. Таковъ порядокъ въ царствѣ духовъ безплотныхъ! И въ нашихъ обществахъ не тому ли же должно быть? И мы, при одинаковости своей природы, различаемся другъ отъ друга разными способностями и преимуществами. Потому естественно быть и между нами высшимъ и низшимъ, подчиненнымъ и начальствующимъ.

г) Въ какомъ отношеніи къ Богу и къ людямъ стоятъ ангелы? Изъ наблюденія надъ видимыми твореніями Божіими усматривается, что всѣ они, отъ кедра до иссопа, отъ человѣка до ничтожнаго насѣкомаго, созданы Творцомъ съ извѣстною цѣлію, имѣютъ свое назначеніе. Слѣдовательно также сотворены и ангелы. Какое же назначеніе ангеловъ по отношенію къ Богу и человѣкамъ? Назначеніе ангеловъ по отношенію къ Богу состоитъ въ немолчномъ прославленіи Его, въ безпрекословномъ служеніи Ему. Пророкъ Исаія видѣлъ, какъ серафимы, окружая престолъ Божій, взывали другъ ко другу: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, вся земля полна славы Его (6, 3). Псалмопѣвецъ говоритъ, что ангелы исполняютъ слово Божіе, повинуются гласу Господню (Псал. 102, 20).

По отношенію къ человѣкамъ ангелы обязаны наставлять ихъ на все доброе, руководить ко спасенію, охранять душу и тѣло ихъ отъ всего вреднаго и злого и по преимуществу отъ дѣйствія на нихъ злыхъ духовъ, ходатайствовать и предстательствовать за нихъ у Бога. Ангеламъ Своимъ заповѣдаетъ о тебѣ охранять тебя на всѣхъ путяхъ твоихъ, да не преткнешься о камень ногою твоею (Псал. 90, 11), учитъ псалмопѣвецъ.

Св. писаніе представляетъ не мало примѣровъ живаго участія ангеловъ въ судьбѣ человѣковъ. Такъ ангелъ далъ наставленіе Корнилію сотнику призвать апостола Петра, дабы отъ него услышать спасительную проповѣдь евангелія и принять крещеніе (Дѣян.10, 1-6). Такъ ангелъ извелъ Лота изъ Содома, осужденнаго на сожженіе (Быт. 19); хранилъ Даніила во рву львиномъ, заграждая имъ уста (Дан. 6, 22); извелъ невредимыми изъ пещи вавилонской Ананію, Азарію и Мисаила (3, 91-94); избавилъ отъ смертной казни апостола Петра (Дѣян. 12, 6-11). Такъ арх. Михаилъ противусталъ демону, покушавшемуся открыть невѣдомое мѣсто погребенія Моисеева для вовлеченія израильтянъ въ идолопоклонство, и обратилъ его въ бѣгство (Іуд. 9 ст.). Такъ ангелы вознесли душу Лазаря на лоно Авраамле (Лук. 16, 22). Вотъ сколь благопопечительны ангелы о человѣкахъ!

д) Всѣ ли люди сподобляются благотворнаго общенія ангельскаго? Ангелы входятъ въ общеніе только съ человѣками, подражающими ихъ дѣятельности. Какъ пчелы удаляются оттуда, гдѣ распространяется смрадъ: такъ и ангелы удаляются оттуда, гдѣ умножается грѣхъ. «Кто чрезъ свою худую жизнь, говорилъ нѣкогда ангелъ Божій святому Пахомію великому, сдѣлался мертвымъ для Бога и добродѣтели, тотъ смердитъ въ тысячу разъ хуже мертваго тѣла, такъ что мы никоимъ образомъ ни стоять, ни пройти около не можемъ».

III. И такъ, братіе, да блюдемъ себя отъ грѣха, а въ случаѣ грѣхопаденія поспѣшимъ очистить себя отъ скверны грѣховной слезами чистосердечнаго раскаянія, да не лишимся своего ангела хранителя, добраго наставника нашего и вѣрнаго хранителя душъ и тѣлесъ нашихъ. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» 1889 г., ноябр.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 217-220.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0