Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать пятый день.

Поуч. 5-ое. Праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Дѣвы Маріи.

(Какіе религіозно-нравственные уроки предлагаются намъ исторіей празднуемаго событія?)

II. Такъ, братіе христіане, совершилось важнѣйшее событіе изъ земной жизни Богоматери, называемое благовѣщеніемъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи и воспоминаемое сегодня святою православною церковію. Исторія этого событія весьма поучительна и назидательна для насъ.

а) Пресвятая Дѣва Марія, живя въ домѣ праведнаго Іосифа, часто проводила время за чтеніемъ Св. писанія, къ какому занятію Она привыкла еще въ бытность Свою при храмѣ іерусалимскомъ. И вотъ однажды, читая книгу пророка Исаіи, Она остановилась на словахъ: се дѣва зачнетъ и родитъ Сына и наречетъ Ему имя Еммануилъ (т. е. съ нами Богъ), и подумала: какъ счастлива будетъ та дѣва, которая удостоится быть Матерію Господа, и какъ бы Я желала быть хоть послѣднею служанкою у ней. Въ это-то время и явился Ей архангелъ Гавріилъ, чтобы возвѣстить о рожденіи отъ Нея Спасителя. Подражая примѣру Богоматери, и мы, братіе, должны съ неослабнымъ усердіемъ — какъ можно чаще читать священныя книги. Чтеніе св. писанія, — по словамъ св. Іоанна Златоустаго, — укрѣпляетъ умъ, очищаетъ совѣсть, подавляетъ нечистыя страсти, насаждаетъ добродѣтель, возвышаетъ разумъ, не попускаетъ теряться въ неожиданныхъ обстоятельствахъ, поставляетъ выше стрѣлъ діавола, переселяетъ на самое небо, освобождаетъ душу отъ узъ тѣла, доставляетъ душѣ все, что только можно сказать добраго (Твор. св. Іоанна Злат., бес. на разн. мѣс. св. писан., т. III, стр. 382, изд. 1863 г.). «Поэтому упражняйся, братъ, въ чтеніи, — говоритъ другой отецъ церкви, — св. Ефремъ Сиринъ, чтобы просвѣтился твой умъ, и чтобъ стать тебѣ совершеннымъ и всецѣлымъ, ни въ чемъ же лишеннымъ (Іак. 1, 4), старайся читать божественныя писанія, ибо всякій разъ, какъ посредствомъ оныхъ бесѣдуешь съ Богомъ, освящаются у тебя тѣло и душа» (Твор. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 158, по изд. 1859 г.).

б) Пресвятая Дѣва Марія приняла отъ архангела Гавріила вѣсть о зачатіи Ею пренепорочнаго Сына съ величайшимъ смиреніемъ. Я раба Господня, буди Мнѣ по слову твоему, сказала Она возвѣстившему архангелу. Подражая сей добродѣтели Пресвятыя Дѣвы Маріи, и мы, братіе христіане, должны въ жизни своей отличаться смиреніемъ. Никогда не должны хвалиться ни своей красотой, ни своимъ богатствомъ, ни своимъ умомъ и начитанностію, ни своими добродѣтелями. Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «твердо храни въ душѣ твоей смиреніе — сей источникъ всѣхъ благъ. Смиреніе Авраама сдѣлало другомъ Божіимъ и первымъ и главнымъ изъ возлежащихъ на небесной вечери. Исаака спасло смиреніе отъ жертвеннаго закланія, Іакова содѣлало наслѣдникомъ благословеній, Іосифу даровало царство, Моисея увѣнчало сіяніемъ, Аарону дало первосвященство, Давиду — царство, Гедеону — побѣду, Илію восхитило на небо, Іону извлекло изъ моря, Даніила — изо рва, однимъ словомъ: смиреніе прославляло святыхъ и въ древнія и въ послѣднія времена. Итакъ, трудись надъ игомъ смиренія и трудъ твой угоденъ будетъ Богу. Нужно ди тебѣ получить прощеніе во грѣхахъ, получишь его за смиреніе. Желаешь ли преодолѣть въ себѣ порокъ, преодолѣешь смиреніемъ. Желаешь ли наслѣдовать вѣчную жизнь, имъ наслѣдуешь и на всякую высоту взойдешь ты смиреніемъ» (Твор, св. Ефрема Сирина, часть IѴ, стр. 148 и 149).

в) Преблагословенная Дѣва Марія, до времени явленія Ей архангела Гавріила и послѣ сего явленія, — въ Назаретѣ, въ домѣ старца Іосифа проводила жизнь въ безмолвіи, молчаливую. Подражая сей добродѣтели Богоматери, и мы должны удерживать языкъ свой отъ зла, по-пустому много не говорить о другихъ, особенно худого, не осуждать. Св. Василій Великій объ употребленіи дара слова говоритъ слѣдующее: «не подставляй ушей всякому разглагольствующему и не отвѣчай всякому говоруну въ бесѣдахъ. Будь слушателемъ добрыхъ поученій и въ размышленіи о нихъ храни твое сердце. Береги твой слухъ отъ мірскихъ разсказовъ, чтобы не замарать души брызгами грязи. Не старайся вслушиваться, что говорятъ другіе, чтобы ихъ не сдѣлать злорѣчивыми. Не будь любопытенъ и не все желай видѣть, чтобы не удержать тебѣ въ сердцѣ своемъ гноя страстей. Съ пользою слушай, съ пользою говори, съ пользою отвѣчай» (Твор. св. Василія Великаго, ч. V, стр. 58, по изд. 1849. г.). «Пріобрѣти же, братъ, безмолвіе, говоритъ другой святой, — преп. Ефремъ Сиринъ, какъ крѣпкую стѣну; потому что безмолвіе поставитъ тебя выше страстей. Безмолвіе, сопряженное съ страхомъ Божіимъ, есть огненная колесница, которая пріобрѣтшихъ его возноситъ на небеса. Безмолвіе — матерь сокрушенія, тишина помысловъ, истребительница дерзости и врагъ безстыдства, матерь благоговѣнія» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 163, изд. 1859 г.).

III. Воспользуемся же, братіе христіане, тѣми религіозно-назидательными для насъ уроками, какіе содержатся въ исторіи благовѣщенія Пресвятой Дѣвѣ Маріи. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст. за 1889 г., апрѣль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 216-217.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0