Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать пятый день.

Поуч. 1-ое. Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы.

(Не нужно искать извѣстности).

Но какъ скромно велѣніе Божіе было исполнено, и какъ таинственно благовѣщеніе дано! Куда прибыть намѣреваются, гдѣ будутъ витать, гдѣ желаютъ встрѣченными быть цари земные, — все это заблаговременно въ своемъ мѣстѣ дѣлается извѣстно, и самыя заботливыя начинаются тамъ приготовленія къ достойному принятію высокаго посѣтителя. Вотъ Царь неба и земли пришелъ воплотиться и вочеловѣчиться: и кто тогда это примѣтилъ? кто, кромѣ Пречистой Дѣвы, ощутилъ минуту благовѣщенія? Какія дѣланы были торжественныя приготовленія къ пріятію Вѣчнаго въ предѣлы времени, къ явленію Бога безтѣлеснаго въ дѣвственной и чистой плоти? — Никакихъ. Тихому молчанію содержащу вся... всемогущее Слово Твое, Господи, съ небесъ въ средину погибельныя земли сниде (Прем. Сол. 18, 14).

Когда евангелисту Лукѣ внушено было свыше повѣствовать о благовѣщеніи, ему, для послѣдовательнаго описанія, нужно было употребить нѣкоторыя частныя указанія, дабы поставить внѣ сомнѣнія дѣйствительность этого чудеснаго событія. Что же онъ указываетъ?

«Посланъ былъ ангелъ Гавріилъ въ Назаретъ». Одно имя этого города могло іудея вести къ недоумѣнію: зачѣмъ туда былъ посланъ ангелъ? Ибо сей городъ былъ у іудеевъ въ такомъ презрѣніи, что не рѣдко они повторяли вопросъ: «изъ Назарета можетъ ли быть что доброе» (Іоан. 1, 46)?

«Посланъ къ дѣвѣ, обрученной мужу, именемъ Іосифу», говоритъ евангелистъ такъ, какъ обыкновенно говорится о самыхъ простыхъ людяхъ.

Потомъ, хотя евангелистъ и присовокупилъ объ Iосифѣ, что онъ былъ «изъ рода Давидова»; но о Божіей Матери только замѣтилъ: имя дѣвѣ: Маріамъ. Для чего такая сжатость въ описаніи? — Евангелистъ сказалъ сколько было нужно, чтобы не скрыть истины и открыть ту неизвѣстность, въ которой пребывала Пречистая Дѣва. Если Іосифъ обручникъ былъ изъ дома Давидова, то и Дѣва Марія также. Ибо роды колѣнъ іудейскихъ не смѣшивались, и онъ, какъ потомокъ Давида, не могъ обручиться съ дѣвою не изъ этого рода. Но евангелистъ не говоритъ прямо о царскомъ происхожденіи Дѣвы Маріи, очевидно, для того, чтобы симъ умолчаніемъ указать на глубокое Ея смиреніе, по которому всегда Она предпочитала жить въ неизвѣстности, скрывать Свое достойнство, не дѣлать гласною знаменитость Своего происхожденія; да научимся и мы, по Ея примѣру, цѣнить и любить скромную долю въ жизни, неизвѣстность въ обществѣ.

II. а) Для всякаго труда нужна свобода, безпрепятственность и нѣкоторая тишина. Чтобы воспитать и усовершенствовать себя духовно, или, что тоже, трудиться ради спасенія души, — требуется свобода отъ мірскихъ препятствій, тишина отъ свѣтскихъ увеселеній, сосредоточеніе въ себѣ, удаленіе отъ другихъ. Было свыше сказано преподобному Арсенію: «бѣгай людей — и спасешься». Это не значитъ: возненавидь людей, и презирай ихъ. Мальчикъ учится писать; другой намѣренно мѣшаетъ ему. Въ такомъ случаѣ прилежное дитя уходитъ отъ докучливаго товарища куда-нибудь въ уединеннос мѣсто, чтобы безпрепятственно продолжать свое дѣло. Подобное испытываетъ и дѣлаетъ человѣкъ, пекущійся о душѣ своей. Духъ міра и его праздные слуги на каждомъ шагу ставятъ препятствія благочестивымъ начинаніямъ. Себѣ внимающій хочетъ начертывать на своемъ сердцѣ письмена Божіихъ велѣній, добрыхъ правилъ и примѣровъ; а законъ свѣтскихъ приличій, нужда являться въ обществѣ, участвовать въ его не всегда невинныхъ увеселеніяхъ, неизбѣжныя встрѣчи съ соблазнами, возмущающими покой воображенія и совѣсти, — всѣ подобныя обстоятелъства прерываютъ духовное упражненіе. И вотъ истинные подвижники благочестія ищутъ уединенія. Людей, какъ собратій, отшельники любили; но ихъ страстей боялись, отъ ихъ соблазновъ удалялись.

б) Человѣкъ свѣтскій (въ крайнемъ смыслѣ сего слова) не можетъ оцѣнить всю пользу неизвѣстности въ обществѣ. Ему трудно удержаться, чтобы не кружиться въ вихрѣ свѣта, а жить уединенно въ кругу своего семейства. Извѣстность, по его понятію, есть жизнь; оставаться неизвѣстнымъ въ обществѣ значитъ умирать душой. Онъ такъ гоняется за извѣстностію, что готовъ жертвовать для нея миромъ семейнымъ и супружескими обязанностями, здоровьемъ, имуществомъ, даже своими убѣжденіями, которыя рѣшается ежечасно мѣнять, чтобы только показаться не отставшимъ отъ современности. Онъ не хочетъ понять, что и для него самого, свѣтскаго человѣка, истинный покой духа — въ тишинѣ уединеннаго трудолюбія, въ исполненіи своего долга, въ благословенныхъ удовольствіяхъ честнаго супружества, въ православномъ воспитаніи дѣтей, въ ихъ невинныхъ ласкахъ и быстрыхъ успѣхахъ.

Высоко поставляя всякую извѣстность въ обществѣ, онъ даже не вѣритъ, чтобы стали пренебрегать ею лица, отъ міра отрекшіяся и на степеняхъ священноначалія поставленныя, а потому иногда такъ же хвалитъ ихъ неумѣренно, какъ и порицаетъ незаслуженно: за малое воздержаніе величаетъ ихъ великими постниками, за исполненіе должнаго — подвижниками самоотверженія, и такимъ образомъ, людей еще смущаемыхъ помыслами и впечатлѣніями не безгрѣшными, записываетъ едва ли не въ разрядъ безстрастныхъ и святыхъ.

в) Увы! Если бъ мы не знали, что зависть, къ чему бы она ни относилась, есть порокъ, что покорность Промыслу есть общая наша обязанность, что, по апостольскому вразумленію, никтоже самъ о себѣ пріемлетъ честь, но токмо званый отъ Бога (Евр. 5, 4), и каждый въ томъ званіи въ которое призванъ, долженъ пребывать (1 Кор. 7, 20): то мы позавидовали бы многимъ, живущимъ въ скромной неизвѣстности, христіанамъ, которые, по влеченію своего благочестія могутъ распоряжаться своимъ временемъ и въ тишинѣ уединенія, домашняго ли-то, или пустыннаго, почерпать себѣ наслажденіе, духомъ горяще, Господеви работающе (Римл. 12, 11). Кто занималъ видную должность, и не ослѣпился честолюбіемъ, тотъ знаетъ, какъ трудно стоять на виду и итти впереди. «Поставьте надъ собою другого, который бы всѣмъ угодилъ, — взывалъ нѣкогда къ своимъ слушателямъ великій святитель Григорій Богословъ; а мнѣ отдайте пустыню, сельскую жизнь и Бога. Ему одному угожу даже простотою жизни. Пусть для другихъ будутъ почести и труды; а для меня, углубляющагося въ самого себя, довольно жить, какъ могу».

III. Да не сѣтуетъ же тотъ, кому въ удѣлъ опредѣлена скромная доля неизвѣстности: въ лицѣ и жизни Божіей Матери открытъ ему сокровенный сердца человѣкъ, въ нетлѣнной красотѣ молчаливаго духа, еже есть предъ Богомъ многоцѣнно (1 Петр. 3, 4). А тотъ, кто, по своему положенію въ обществѣ, самъ открытъ не только для незаслуженныхъ порицаній, но и для непрошенныхъ похвалъ, когда услышитъ, что его хвалятъ, долженъ, по совѣту одного святаго отца (Іакова), помышлять о грѣхахъ своихъ. «Ибо, какъ замѣчаетъ другой подвижникъ (препод. Сисой), если Богъ не прославитъ человѣка, то слава человѣческая ничто». Аминь. (Изъ «Словъ и рѣчей» Сергія, митрополита московск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 211-213.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0