Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 2-ое. Святый исповѣдникъ Іаковъ.

(Какъ воспитать дѣтей въ духѣ благочестія?)

II. Мы сказали, что святый Іаковъ съ юношескихъ лѣтъ возлюбилъ благочестіе. И въ нынѣшнее время многія дѣти съ самаго ранняго возраста проявляютъ склонность къ жизни благочестивой. Посмотрите, какъ иныя дѣти послушны, кротки, уступчивы, какъ благонравны, прилежны, усердны къ молитвѣ. Посмотрите, съ какимъ вниманіемъ дитя слушаетъ уроки по закону Божію, какъ оно долго и горячо молится, какъ любитъ храмъ Божій. Разскажите ему что Божественное, чудесное, необыкновенное, оно не забудетъ во вѣки; читайте ему разсказы изъ жизни святыхъ, оно будетъ слушать васъ съ необыкновеннымъ вниманіемъ, слушать цѣлые часы. А какъ сострадательны нѣкоторыя дѣти къ нищимъ! для нихъ первое удовольствіе подать имъ милостыню. У однихъ склонность къ благочестію прирожденная, но у многихъ благочестивая ихъ настроенность зависитъ и отъ внѣшнихъ причинъ.

а) Много вліяютъ на ребенка лица, окружающія его. Добрая няня, христіански настроенная, проникнутая духомъ благочестія, имѣетъ неотразимое вліяніе на ребенка. Ребенокъ слышитъ ея ласковыя, кроткія и добрыя рѣчи, видитъ ея горячую и продолжительную на его глазахъ молитву, и самъ волей-неволей проникается духомъ благочестія. Что сказала няня, то для него законъ, а когда она внушаетъ одно доброе, то доброе имъ и усвоивается прежде всего. Поэтому родители, желающіе истиннаго блага своимъ дѣтямъ, должны быть чрезвычайно строги въ выборѣ прислуги для ухода за дѣтьми и останавливаться на тѣхъ, въ которыхъ замѣчается настроенность благочестивая, и ни подъ какимъ видомъ не поручать дѣтей прислугѣ мало нравственной и инославной. Что услышатъ дѣти отъ такой прислуги? о Богѣ, всевѣдущемъ и всеблагомъ и вездѣсущемъ она конечно никогда не скажетъ, будетъ держать себя въ отношеніи къ ребенку такъ, какъ будто бы Бога и нѣтъ. Тогда какъ добрая няня — она первая и креститься выучитъ ребенка, она и первоначальныя понятія о Богѣ сообщитъ ему, она и молиться научитъ его, и сама съ нимъ непремѣнно будетъ молиться.

б) Много вліяетъ на ребенка среда окружающая его, сверстники, съ которыми играетъ и все свое время проводитъ онъ. Помилуй Богъ, онъ сблизится съ ребенкомъ изъ семейства недобраго, которому извѣстны пороки старшихъ, и который способенъ передать о нихъ другимъ. Совершенная гибель — знакомство съ такимъ товарищемъ. Родители, отпускающіе изъ дому гулять дѣтей своихъ, должны строго слѣдить, съ кѣмъ проводятъ время ихъ дѣти, какого склада другія дѣти, съ которыми они дружатся, въ какія игры наконецъ играютъ, что говорятъ, все это должны знать родители; иначе не видать съ духомъ благочестія дѣтей своихъ, ребенокъ незамѣтно съ раннихъ лѣтъ можетъ заразиться такими пороками, о которыхъ страшно и подумать.

в) Много значитъ обстановка домашняя, среди которой ростетъ дитя. Не одно и то же для ребенка видѣть въ родительскомъ домѣ на стѣнахъ картины соблазнительныя или содержанія религіознаго. Картина священная — она сильное, самое благотворное имѣетъ вліяніе на ребенка, такое, что не изглаживается изъ его памяти и воображенія во всю жизнь. Ребенокъ останавливается предъ такими картинами, разспрашиваетъ родителей о содержаніи ихъ, размышляетъ, и самъ переживаетъ то, что на нихъ изображено. Картины изъ жизни Спасителя, изъ исторіи ветхаго завѣта, въ родѣ напр. жизни Іосифа и другихъ — все это назидательно, поучительно, и глубоко ложится на душу ребенка. По этому родители всемѣрно должны удалять изъ дома все блазнительное, чтобы ничѣмъ не осквернить чистаго сердца и воображенія своего дитяти. За всякое же послабленіе и опрометчивость въ этомъ отношеніи придется имъ предъ Богомъ за дѣтей своихъ тяжко отвѣчать.

г) Скорѣе всего духъ благочестивый вкореняется въ дѣтей христіанскимъ благочестивымъ поведеніемъ и образомъ жизни всего семейства. Каждое христіанское семейство должно быть, по апостолу, домашнею церковію. И вотъ если въ этомъ семействѣ жизнь идетъ по правиламъ вѣры и церкви, то и къ дѣтямъ невольно прививается этотъ духъ. Пришелъ праздникъ — всѣ идутъ въ храмъ. Пришелъ постъ — всѣ съ радостію и любовію принимаются за пищу постную, и взрослые, и малые — никто безъ нужды не дозволитъ себѣ нарушенія поста. По вечерамъ и въ дни праздничныя чтеніе въ семьѣ евангелія и другихъ дух. нравственныхъ книгъ, — общая молитва утромъ и вечеромъ, при входѣ и выходѣ изъ дома, предъ всякимъ дѣломъ и послѣ — все это какъ сильно вліяетъ на дѣтей. И сейчасъ узнаешь ребенка — выходца изъ такой семьи. Въ нынѣшнее время изгоняется изъ домовъ образъ жизни по духу церкви. Водворяется духъ свѣтскій. Отъ этого все меньше и меньше мы видимъ дѣтей съ благочестивою настроенностію. Въ этихъ семействахъ дѣти часто и понятія не имѣютъ о праздникахъ и постахъ. Еще такъ недавно одному пастырю въ одной свѣтской семьѣ пришлось встрѣтить девятилѣтняго мальчика, который даже и понятія не имѣетъ, никогда и не слыхалъ, что такое за книга, евангеліе. Очень скорбное явленіе! Да не будетъ совсѣмъ такихъ явленій въ мірѣ православномъ!

III. А не будетъ ихъ тогда, когда каждая мать со всѣмъ вниманіемъ прильнетъ къ дѣтищу своему. Да, вотъ кто болѣе всего можетъ сдѣлать для ребенка — это мать благочестивая. Истинную мать не занимаютъ ни наряды, ни выѣзды, ни пріемы — а болѣе всего привлекаетъ ея вниманіе воспитаніе дѣтей своихъ въ духѣ вѣры Христовой. Плодъ отъ этого предъ нами. Всѣ святые имѣли матерей благочестивыхъ. Св. Іоаннъ Златоустъ, Григорій Богословъ, св. Тихонъ Задонскій — всѣ они первые начатки благочестія воспріяли отъ своихъ благочестивыхъ матерей. О, дай Богъ, чтобы и въ наше время каждая мать, рождая дѣтей для жизни земной, умѣла бы воспитать ихъ и для царства небеснаго. Вотъ тогда-то мы будемъ болѣе и болѣе встрѣчать дѣтей скромныхъ, благонравныхъ, богобоязненныхъ, а съ умноженіемъ такихъ дѣтей умножится благочестіе и между взрослыми — во всемъ обществѣ христіанскомъ, во всѣхъ сословіяхъ его, чѣмъ и да утѣшитъ насъ Господь. (Сост. по поуч. свящ. П. Шумова, въ прилож. къ журн. «Кормчій» за 1896 г., № 12).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 209-211.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0