Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 1-е. Преп. Захарій, постникъ Печерскій.

(О тяжести грѣха клясться ложно).

Пришли однажды въ печерскую церковь въ Кіевѣ два человѣка изъ города — Сергій и Іоаннъ, и тамъ, передъ иконою Божіей Матери, тогда уже прославленною, заключили между собою духовное братство. Спустя нѣсколько времени Іоаннъ заболѣлъ и, чувствуя близость смерти, пригласилъ къ себѣ блаженнаго игумена печерскаго монастыря — Никона; при немъ роздалъ онъ много изъ своего имущества бѣднымъ, а 1000 гривенъ серебра и 100 гривенъ золота передалъ Сергію, и поручивъ ему 5-ти лѣтняго сына своего Захарія, завѣщалъ отдать то серебро и золото Захарію, когда мальчикъ достигнетъ зрѣлаго возраста.

И вотъ, когда минуло Захарію 15 лѣтъ, то онъ спросилъ у Сергія серебро и золото отца своего.

— Отецъ твой, — отвѣчалъ ему на это Сергій, — отдалъ имѣніе свое Богу, у Того и проси... Я же ничего не долженъ ни тебѣ, ни отцу твоему; отецъ твой былъ такъ глупъ, что роздалъ имѣніе бѣднымъ, а тебя оставилъ нищимъ...

Выслушавъ это, юноша сталъ тужить о своей нищетѣ и попросилъ Сергія отдать ему хотя половину оставленныхъ ему его отцомъ денегъ. Сергій отказалъ и жестокими словами отозвался при этомъ и объ отцѣ и о сынѣ... Захарій попросилъ выдать тогда хотя третью часть, соглашался потомъ получить хотя бы даже только десятую, но Сергій отказалъ и въ этомъ. Тогда Захарій сказалъ Сергію: — «Если не взялъ ты ничего у отца моего, то иди, поклянись въ томъ передъ иконою Божіей Матери, передъ которою ты вступилъ въ духовное братство съ отцемъ моимъ»... Сергіемъ же такъ овладѣла жадность къ деньгамъ, что онъ пошелъ и передъ иконою Божіей Матери сказалъ: — «Не бралъ я тысячи гривенъ серебра и 100 гривенъ золота»... Но когда онъ хотѣлъ приложиться къ святой иконѣ, то не могъ подойти къ ней и, уклоняясь къ выходу изъ храма, сталъ кричать: — «Преподобные отцы Антоній и Ѳеодосій! не велите убивать меня этому немилостивому! Молите за меня Пресвятую Богородицу, чтобы Она удалила отъ меня жестокаго духа, который владѣетъ моею душою... Пусть берутъ золото и серебро въ моей клѣти»...

Великій страхъ напалъ на всѣхъ бывшихъ при этомъ. Послали въ домъ къ Сергію и нашли тамъ въ запечатанномъ ящикѣ 2000 гривенъ серебра и 200 гривенъ золота...Тогда Захарій отдалъ полученныя свои деньги бывшему въ то время игумену Іоанну и принялъ иночество. Деньги были употреблены на построеніе храма во имя св. Іоанна Предтечи. Захарій же предался самому строгому подвижничеству, не вкушалъ ничего ни варенаго, ни печенаго, питался одними овощами, и при такой постнической жизни достигъ до высокой степени духовности. Скончался онъ въ XII вѣкѣ. Мощи его почиваютъ въ Ѳеодосіевыхъ пещерахъ въ Кіевѣ.

II. Изъ этого разсказа не трудно видѣть, какъ тяжекъ грѣхъ ложно клясться именемъ Божіимъ и какой строгой отвѣтственности предъ судомъ правды Божіей можетъ подвергнуться тотъ, кто рѣшается на ложную клятву.

а) Можно не погрѣшая сказать, что ложная клятва отвратительнѣе клятвопреступленія, такъ какъ клятвопреступникъ по крайней мѣрѣ въ то время, когда давалъ клятву, могъ имѣть намѣреніе исполнить обѣщаніе; между тѣмъ ложно клянущійся отъ начала до конца дерзко и нагло презираетъ истину и вѣрность, — и не смотря на присущій человѣку страхъ Божій, возникающій въ душѣ всякій разъ при мысли о всевѣдѣніи, правосудіи и всемогуществѣ Божіемъ, завѣдомо говоритъ ложь, какъ бы дерзко увѣренный, что его не постигнетъ кара небесная. Такое сатанинское безстрашіе и ожесточеніе испорченнаго сердца рѣдко остается безъ надлежащаго грознаго вразумленія или наказанія Божія

б) Слово Божіе сильно предостерегаетъ отъ этого грѣха.

Господь запрещаетъ клясться именемъ Его ложно: не клянитесь именемъ Моимъ во лжи, и не безчести имени Бога твоего. Я Господь (Богъ вашъ) (Лев. XIX, 12).

Наказаніе Божіе угрожаетъ тому, кто клянется во лжи: человѣкъ, часто клянущійся, исполнится беззаконія, и не отступитъ отъ дома его бичъ. Если онъ согрѣшитъ, грѣхъ его на немъ; и если онъ вознерадѣлъ, то сугубо согрѣшитъ. И если онъ клялся напрасно, то не оправдается, и домъ его наполнится несчастіями. (Прем. I. Сираха XXIII, 11-13). — И опять поднялъ я глаза мои (говоритъ пророкъ Захарій) и увидѣлъ: вотъ летитъ свитокъ. И сказалъ Онъ (т.-е. Господь) мнѣ: что видишь ты? Я отвѣчалъ: вижу летящій свитокъ; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Онъ сказалъ мнѣ: это проклятіе, исходящее на лице всей земли; ибо всякій, кто крадетъ, будетъ истребленъ, какъ написано на одной сторонѣ, и всякій, клянущійся ложно, истребленъ будетъ, какъ написано на другой сторонѣ. Я навелъ его, говоритъ Господь Саваоѳъ, и оно войдетъ въ домъ татя и въ домъ клянущагося Моимъ именемъ ложно, и пребудетъ въ домѣ его, и истребитъ его, и дерева его и камни его. (Захар. V, 1-4).

Въ новомъ завѣтѣ св. Іоаннъ Богословъ говоритъ, что лжецы, подъ которыми безъ сомнѣнія разумѣются, прежде всего, ложно клявшіеся именемъ Божіимъ, будутъ наравнѣ съ величайшими грѣшниками осуждены на вѣчныя мученія въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою. Вотъ подлинныя слова св. тайнозрителя: «боязливыхъ же и невѣрныхъ, и скверныхъ, и убійцъ, и любодѣевъ, и чародѣевъ, и идолослужителей, и всѣхъ лжецовъ участь въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою. Это смерть вторая.» (Апокал. XXI, 8).

III. Итакъ, христіанинъ, не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставитъ безъ наказанія того, кто произноситъ имя Его напрасно. (Исх. XX, 7).

Молитвами же преподобнаго Захарія да сохранитъ насъ Господь отъ ложной клятвы. (Свящ. Г. Дьяченко.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 208-209.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0