Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать третій день.

Св. священномуч. Никонъ.

(О томъ, какъ должно совершать крестное знаменіе).

II. Съ того времени, какъ только мы научились молиться, и каждый разъ, когда мы молимся, мы привыкли осѣнять себя знаменіемъ св. креста. Это обычай всеобщій въ православной церкви, обычай всегдашній и самый древній: онъ несомнѣнно ведетъ свое начало отъ временъ св. апостоловъ. Но употребляя всегда и вездѣ при своей молитвѣ крестное знаменіе, подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежитъ въ основаніи этого благочестиваго обычая и въ чемъ его надлежащее употребленіе? По крайней мѣрѣ, нынѣ, въ день препод. Никона, испытавшаго на себѣ спасительную силу крестнаго знаменія, намъ весьма прилично, братіе, разсмыслить о томъ, какъ мы должны изображать па себѣ крестное знаменіе, чтобы оно могло оказать для насъ свои спасительныя дѣйствія.

а) Прежде всего, мы должны воздвизать его съ живою вѣрою. Если мы не будемъ изображать на себѣ это знаменіе съ вѣрою во Христа Спасителя, умершаго за насъ на крестѣ, съ вѣрою и въ благодатную силу самого креста Господня — орудія нашего спасенія: въ такомъ случаѣ наше крестное знаменіе, сколько бы мы ни возлагали его на себѣ, будетъ лишено христіанскаго смысла и останется неугоднымъ Богу: безъ вѣры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6).

Вотъ, напримѣръ, съ какою вѣрою учили возлагать на себя спасительное крестное знаменіе свв. отцы. «Удались, говоритъ св. Григорій Богословъ діаволу, или низложу тебя крестомъ, предъ которымъ все трепещетъ. Я крестъ ношу въ своихъ членахъ, крестъ въ моемъ шествіи; крестъ въ моемъ сердцѣ, крестъ моя слава. Чтобы не воспламенялся въ тебѣ гнѣвъ, прежде всего немедленно прибѣгни къ Богу и моли Его, чтобы Онъ уничтожилъ въ тебѣ свирѣпую бурю. А потомъ тот-часъ положи на себя знаменіе креста, котораго все ужасается и трепещетъ, и огражденіемъ котораго пользуюсь я во всякомъ случаѣ и противъ всякаго» («Въ стихотвореніяхъ на лукаваго и на гнѣвливость». См. также въ «1 обличительномъ словѣ на Юліана»).

«Скорѣе, говоритъ св. Амвросій медіоланскій, выслушивается наша молитва, когда и тѣло наше подражаетъ Христу Распятому, съ Которымъ бесѣдуетъ душа» («Въ словѣ о крестѣ»).

Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «станемъ обносить съ собою всегда и повсюду это побѣдоносное оружіе (т. е. крестъ Христовъ) и никогда да не отлагаемъ его отъ себя, приступаемъ ли ко сну, или пробуждаемся отъ него, занимаемся ли нашимъ дѣломъ, вкушаемъ ли пищу и питіе, находимся ли въ пути — или что другое творимъ, — да ограждаемъ себя повсюду спасительнымъ и животворящимъ знаменіемъ креста Господня; тогда и мы не убоимся отъ страха нощнаго, ни отъ стрѣлы летящія во дни, не пріидетъ къ намъ зло, и рана не приблизится тѣлеси нашему» («Слово о честн. и животворящ. крестѣ Господ.»).

Св. Іоаннъ Златоустъ учитъ: «виждь, какъ вооружилъ послѣдующаго Ему воина небесный Царь! Не щитъ далъ Онъ, ни шлемъ, ни лукъ, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крѣпче — силу креста, знаменіе сущей надъ демонами побѣды» (св. Іоанна Злат., сл. на покл. честн. кресту, помѣщ. въ «Камнѣ вѣры»). «Если ты», научаетъ тотъ же святый учитель, «вообразишь на себѣ крестъ съ великою вѣрою, то близъ тебя не возможетъ стать ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ, зря мечъ, которымъ получилъ жестокую рану» («Златоустъ, бес. на Мѳ. 54»).

б) Должно, во-вторыхъ, начертывать на себѣ знаменіе св. креста, по заповѣди православной церкви, соединеніемъ трехъ первыхъ перстовъ правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываемъ на себѣ св. крестъ тремя перстами вмѣстѣ: тогда самымъ сочетаніемъ перстовъ мы выражаемъ то же, что нерѣдко выражаемъ и устами при осѣненіи себя крестнымъ знаменіемъ, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, — и слѣдовательно самымъ сочетаніемъ перстовъ исповѣдуемъ вѣру въ Тріѵпостаснаго Бога, которая прежде всего требуется отъ насъ, какъ вообще въ дѣлѣ нашего спасенія, такъ въ частности и при употребленіи крестнаго знамени.

в) «Наконецъ, должно возлагать на себѣ знаменіе св. креста такъ, чтобы дѣйствительно начертывался на насъ св. крестъ, — и чтобы этотъ крестъ, по наставленію св. церкви, верхнимъ концомъ своимъ касался нашего чела, нижнимъ — нашей груди или персей, боковыми — нашихъ мышцъ. Иначе, если въ нашемъ крестномъ знаменіи не будетъ собственно креста: какъ и ожидать отъ него спасительныхъ дѣйствій? Полагая на себѣ знаменіе св. креста во время молитвы и запечатлѣвая имъ свое чело, грудь и рамена, мы тѣмъ самымъ освящаемъ и какъ бы посвящаемъ и приносимъ въ жертву Господу нашъ умъ съ его мыслями и познаніями, наше сердце съ его чувствованіями и желаніями и наши силы душевныя и тѣлесныя съ ихъ дѣятельностію. А посему какъ неразсудительно поступаютъ тѣ христіане, къ сожалѣнію, весьма многіе, которые творятъ на себѣ крестное знаменіе съ такою невнимательностію, поспѣшностію и небрежностію, что вовсе не начертываютъ на себѣ св. креста, а представляютъ движеніемъ своей руки какъ-будто какую-то дѣтскую забаву, лишенную всякаго смысла!» (См. слова и рѣчи Макарія, митр. моск.). Приведемъ здѣсь подлинными словами ученіе церкви объ образѣ совершенія крестнаго знаменія. Въ «Православномъ исповѣданіи» на вопросъ: какъ мы должны изображать на себѣ знаменіе честнаго и животворящаго креста, дается такой отвѣтъ: «должно изображать крестъ правою рукою. Полагая на чело три большіе перста, говори: «во имя Отца»; потомъ, ниспустивъ руку въ томъ же видѣ на перси, говори: «и Сына»; отселѣ, перенося руку на правое плечо и провождая до лѣваго, говори: «и Святаго Духа». Сдѣлавъ на себѣ сіе святое знаменіе креста, заключи словомъ: «аминь». Или, когда изображаешь крестъ, можешь говорить: «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій! помилуй меня грѣшнаго. Аминь». («Православное исповѣданіе», отвѣтъ на вопросъ 51, ч. I).

III. Научимся же отселѣ быть внимательными къ крестному знаменію, которое на себя возлагаемъ, и будемъ возлагать его не только съ живою вѣрою, но и съ величайшимъ благоговѣніемъ, какое подобаетъ священнодѣйствію, — возлагать именно такъ, какъ заповѣдуетъ намъ св. церковь, будемъ возлагать его всегда съ яснымъ представленіемъ въ умѣ своемъ того самаго креста, на которомъ былъ распятъ Владыка неба и земли и принесъ Себя въ умилостивительную жертву правдѣ Божіей за наши грѣхи. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 206-208.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0