Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцать второй день.

Священномученикъ Василій, пресвитеръ Анкирскій.

(Чѣмъ мы можемъ замѣнить мученичество за вѣру?)

Такъ вѣренъ былъ до смерти Христу Богу св. священномученикъ Василій. Великую награду онъ получилъ отъ Бога, ту награду, которая обѣщана всѣмъ мученикамъ за вѣру Христову, при одномъ представленіи которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда ихъ многа на небесѣхъ.

II. Нынѣ нѣтъ уже, братія, гонителей за вѣру, нѣтъ и гоненій и мученій за нее. Какъ же намъ можно исполнять сію заповѣдь? Ужели должно итти въ такія страны, гдѣ мы можемъ найти себѣ смерть за Христа, чтобы достигнуть такой высокой награды?

Просилъ нѣкогда одинъ инокъ преподобнаго Пахомія великаго, чтобы онъ помолился о немъ, дабы сподобилъ его Господь быть мученикомъ за вѣру, и вотъ что отвѣчалъ ему преподобный: «ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушенія, когда Господь повелѣлъ намъ молиться, да не будемъ введены во искушеніе. Но терпи лучше всякій подвигъ избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочнымъ житіемъ, и удостоишъся чести вмѣстѣ съ мучениками на небесахъ».

Итакъ можно, братія, достигнуть высокой степени блаженства и безъ мученичества за вѣру, а ревностнымъ исполненіемъ своихъ христіанскихъ обязанностей и упражненіемъ себя въ высокихъ подвигахъ евангельскихъ добродѣтелей, при постоянной борьбѣ съ міромъ, плотію и діаволомъ, которые замѣнятъ для насъ древнихъ мучителей.

а) Всматриваясь въ свою жизнь, много ли мы видимъ въ себѣ и другихъ расположенія къ борьбѣ съ міромъ и его соблазнами? Есть ли у насъ стремленіе къ добровольному отреченію отъ благъ міра? Терпѣливы ли бываемъ къ лишеніямъ и невзгодамъ этой жизни? Безропотно ли переносимъ ея недостатки, нужды, скорби, озлобленія? Посмотрите, какая почти всѣми овладѣла страсть къ богатству, къ стяжанію, къ пріобрѣтенію благъ этого міра, съ какою жадностію и неразборчивостію средствъ рвемъ мы ихъ другъ у друга, какъ надмеваемся богатѣя, какъ отчаяваемся бѣднѣя?

Что все это показываетъ, какъ не наше маловѣріе? Оно показываетъ, что въ своей жизни мы полагаемся не на Бога — нашего кормителя и питателя, а на свои богатства, — что, пріобрѣтая эти богатства, мы думаемъ, что проживемъ съ ними и безъ Бога, а, напротивъ, теряя ихъ, думаемъ, что безъ нихъ и дня не проживемъ. А при такомъ маловѣріи можемъ ли мы быть исповѣдниками своей вѣры, чтобы проявлять ее въ своей жизни и дѣлахъ, въ подвигахъ несенія креста нестяжательности, добровольной нищеты и отреченія отъ благъ міра? Подвигъ этотъ требуетъ самопожертвованія и терпѣнія, а безъ вѣры не можетъ быть этого терпѣнія.

б) Посмотрите затѣмъ, много ли мы способны и расположены къ борьбѣ съ плотію такъ, чтобы распинать ее со страстями и похотями? Много ли между нами живущихъ и трудящихся не для плоти, а ради царствія небеснаго, много ли такихъ, которые бы отказались отъ какихъ-нибудь удобствъ этой временной жизни, чтобы заслужить жизнь лучшую на небѣ вмѣстѣ съ Богомъ? Нѣтъ, всю почти жизнь свою мы живемъ и трудимся только въ свою плоть, о томъ, только и печемся, чтобы упитывать и утучнять свое тѣло, окруживъ его всѣми удобствами и всякими излишествами жизни. Много ли мы презираемъ удовольствія и наслажденія этой плоти и міра, и отказываемся отъ нихъ ради царствія Божія, а не по необходимости? Не о блаженствѣ вѣчномъ къ сожалѣнію помышляемъ и не къ нему стремимся душою и сердцемъ, а очень часто къ удовольствіямъ и наслажденіямъ этой временной жизни, въ которой одной только многіе изъ насъ и полагаютъ всѣ свои чаянія и надежды. Оттого-то мы и неспособны ни на какіе высокіе добродѣтельные подвиги, даже какъ бы не вѣримъ въ эти подвиги, потому что сами предпочитаемъ земное небесному.

в) Если посмотримъ, наконецъ, на то, какъ христіанинъ борется съ послѣднимъ врагомъ своего спасенія діаволомъ, то и тутъ найдемъ весьма слабые признаки борьбы. Чѣмъ прогоняется и обезсиливается врагъ нашего спасенія? Молитвою къ Богу и постомъ, по ученію І. Христа. Но какъ мало истинныхъ молитвенниковъ и истинныхъ постниковъ въ наше время! Какъ часты и справедливы жалобы пастырей на пренебреженіе пасомыми общественнаго богослуженія и ослабленіе постовъ!

III. Итакъ, братія, будемъ больше и усерднѣе бороться съ врагами нашего спасенія — міромъ, плотію и діаволомъ. Тогда и мы будемъ участвовать въ подвигахъ мученичества и въ высшей наградѣ обѣщанной за мученичество; будемъ меньше полагаться на богатство, больше надѣяться на Бога и въ Него вѣровать. Меньше любить удовольствія, больше любить Бога; меньше искать наслажденій, больше стремиться къ благамъ небеснымъ и возноситься къ Богу всею душею и всѣмъ сердцемъ; станемъ пріобрѣтать терпѣніе не въ снисканіи благъ земныхъ, а въ достиженіи благъ небесныхъ, научимся страдать и мучиться не за блага земныя, а за Христа. Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ. Аминь. (Сост. съ дополн. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» 1890 г. іюль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 205-206.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0