Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двадцатый день.

Страданія преподобныхъ: Іоанна, Сергія, Патрикія и прочихъ, избіенныхъ сарацынами въ лаврѣ св. Саввы.

(Грѣхъ человѣкоубійства).

— Не проливайте напрасно крови нашей, кротко отвѣчали иноки; столько золота не имѣли мы никогда; возьмите бѣдныя одежды наши; другого имущества вы у насъ не найдете.

Варвары не вѣрили словамъ иноковъ и старались мученіями допытать отъ нихъ, гдѣ скрыты ихъ сокровища. Была въ обители пещера, въ которой нѣкогда подвизался св. Савва, основатель лавры. Туда свели они всѣхъ иноковъ и передъ входомъ пещеры, собравъ хворосту, зажгли великій огонь. Иноки задыхались отъ смрада и дыма; варвары же продолжали спрашивать ихъ о скрытыхъ сокровищахъ, но въ отвѣтъ слышали только мольбы къ Богу отъ задыхавшихся братьевъ. Осьмнадцать человѣкъ скончалось въ пещерѣ; другіе были усѣчены мечемъ, или инымъ образомъ замучены до смерти. Извѣстны церкви имена только Іоанна, Сергія и Патрикія, но память всѣхъ иноковъ, пострадавшихъ отъ сарацынъ въ Великій четвертокъ, совершается 20-го марта. За тѣмъ съ награбленнымъ имуществомъ злодѣи отправились домой, но были наказаны невидимою силою и всѣ въ пути погибли.

II. Изумительны пути промысла Божія, допустившаго невинныхъ, по-видимому, людей пострадать отъ руки злодѣевъ. Быть можетъ Господь чрезъ допущеніе мученической кончины отъ рукъ здодѣевъ преподобныхъ отецъ восхотѣлъ ихъ увѣнчать мученическимъ вѣнцомъ и вмѣстѣ съ симъ сдѣлать ихъ причастниками большаго блаженства въ царствіи небесномъ; быть можетъ здѣсь были иныя причины, которыхъ мы не будемъ изслѣдовать своимъ слабымъ умомъ, ибо пути промысла Божія всегда премудры и всеблаги, но неисповѣдимы. Обратимъ лучше въ настоящемъ случаѣ свое вниманіе на то, что убійцы преподобныхъ иноковъ на пути въ дома свои съ награбленнымъ имуществомъ были наказаны смертію невидимою силою Божіею.

а) Возобновляя благословеніе роду человѣческому послѣ потопа, Господь положилъ одинъ неизмѣнный законъ для убійцъ: кто прольетъ кровь человѣческую, того и самого кровь прольется между человѣками, ибо человѣкъ созданъ по образу Божію. «Я взыщу, говоритъ Господь, вашу кровь, взыщу ее отъ всякаго звѣря, взыщу также душу человѣка отъ руки человѣка, брата его» (Быт. 9, 5, 6). Такъ важна въ очахъ Божіихъ земная жизнь человѣка, созданнаго по образу Божію, что Господь положилъ Своимъ судомъ отомщать убійство человѣка, совершенное не только человѣкомъ, который можетъ и долженъ сознавать тяжесть этого преступленія, но и убійство, совершенное дикими, неразумными звѣрями: взыщу кровь вашу отъ всякаго звѣря. Потому-то и бываетъ, что убійство человѣка между людьми никогда почти не остается неоткрытымъ, ненаказаннымъ. Вотъ, наприм., разсказъ, показывающій, какъ было открыто одно тайное человѣкоубійство. Жили два друга и жили душа въ душу. Разъ они куда-то ѣхали и остановились на ночлегъ въ одномъ городѣ: одинъ остановился у своего знакомаго, а другой, у котораго тамъ не было никого, ни родныхъ, ни друзей, долженъ былъ остановиться въ трактирѣ. Вотъ первый, остановившійся у своего хорошаго знакомаго, легъ, заснулъ, и видитъ сонъ, будто къ нему является другъ его, остановившійся въ трактирѣ, и говоритъ: «приди, пожалуйста, ко мнѣ: хозяинъ меня обижаетъ и даже хочетъ убить». Этотъ сонъ такъ сильно встревожилъ его, что онъ проснулся и пошелъ было въ трактиръ выручить изъ бѣды пріятеля, но дорогой раздумалъ, полагая, что сонъ — бредъ, пустяки, и воротилси домой. Но только что онъ уснулъ, опять видитъ во снѣ, будто пріятель его, плавая въ своей крови и умирая, упрекаетъ его за то, что онъ не пришелъ къ нему на помощь, и говоритъ: «я ужъ убитъ трактирщикомъ; тѣло мое изрѣзано на куски, вывезено моимъ убійцею за такія-то городскія ворота и тамъ зарыто въ навозѣ». Этотъ сонъ еще больше встревожилъ спавшаго: онъ проснулся и тотчасъ же побѣжалъ за городскія ворота, гдѣ и нашелъ своего друга въ такомъ именно положеніи, въ какомъ сказано ему было во снѣ, и предалъ убійцу суду. (См. кн. «Минуты пастырскаго досуга», еписк. Гермогена, т. II, стр. 764-765).

б) А если бы гдѣ и умножились случаи человѣкоубійствъ, и по самому множеству ихъ могли иногда укрыться отъ взора человѣческаго правосудія, не могутъ они укрыться отъ очей Божіихъ, не могутъ избѣжать праведнаго суда Его. Пророкъ Исаія говоритъ, что въ то время, когда Господь хотя и долготерпѣливый, но вмѣстѣ и правосудный, пошлетъ гнѣвъ Свой на преступниковъ, тогда самая земля откроетъ поглощенную ею кровь и не сокроетъ избіенныхъ (Ис. 26, 21). И не только бѣдствія на землѣ преслѣдуютъ убійцу, но и отъ Бога онъ удаляется такъ, что не дойдутъ до Бога молитвы его. «Когда вы простираете ко Мнѣ руки ваши, говоритъ Господь, Я закрываю отъ васъ очи Мои, и когда вы умножаете моленія ваши, Я не слышу, потому что руки ваши полны крови» (Ис. 1, 15).

III. Братія! Будемъ же всегда помнить заповѣдь закона Божія: не убій! которая запрещаетъ не только отнимать жизнь у ближняго, но даже гнѣваться на него напрасно, поносить и злословить его, ибо всякій, гнѣвающійся на брата своего, есть по суду слова Божія человѣкоубійца.

Будемъ помнить и слѣдующія грозныя пророческія слова нашего Господа: вси пріимшіи ножъ ножемъ погибнутъ (Матѳ. 26, 52). (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 202-203.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0