Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Восемнадцатый день.

Св. Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій.

(Воспоминаніе о чудесномъ явленіи на небѣ животворящего креста служитъ къ утвержденію нашей вѣры въ I. Христа какъ Сына Божія).

Когда Церковь христіанская, съ воцареніемъ на римскомъ престолѣ Константина Великаго, избавилась отъ гоненій, продолжавшихся почти триста лѣтъ, то явились новые враги внутри общества христіанскаго, еретики аріане, ложно учившіе о Божественномъ достоинствѣ Господа нашего І. Христа. Хотя аріане и были обличены на первомъ вселенскомъ соборѣ и самъ Арій сосланъ въ ссылку, но, по смерти Константина Великаго, сынъ его Констанцій явно покровительствовалъ еретикамъ. Многіе православные пастыри церкви, въ томъ числѣ и св. Кириллъ, были преслѣдуемы и низвергаемы съ своихъ святительскихъ престоловъ. Опасность для церкви православной была весьма велика, но Господь не оставлялъ Своею помощію ревнителей истины. Въ это-то время, для утвержденія православныхъ и въ обличеніе заблуждающихъ, явилось въ Іерусалимѣ на небеси чудесное знаменіе св. животворящаго Креста. «Въ святые дни пятидесятницы», такъ описывалъ въ посланіи къ царю это знаменіе св. Кириллъ, очевидный его свидѣтель, «около третьяго часа дня явился на небѣ весьма большой крестъ, составившійся изъ свѣта и протяженный надъ Голгоѳою до св. горы Елеонской. Не одинъ, или только двое видѣли его, но весьма явственно видѣнъ былъ онъ всему народонаселенію города. И не скоро, какъ подумалъ бы иной, миновалось сіе видѣніе, но въ продолженіе многихъ часовъ крестъ ясно былъ видимъ надъ землею, молніеноснымъ сіяніемъ превосходящій лучи солнечные. Все народонаселеніе города, объятое страхомъ и вмѣстѣ радостію отъ сего Боговидѣнія, тотчасъ толпами стеклось въ церковь, — юноши и старцы, мужи и жены, люди всякаго возраста, жители города и пришельцы, христіане и изъ другихъ мѣстъ прибывшіе язычники — всѣ единодушно, какъ бы едиными устами, прославляли чудодѣйствующаго I. Христа, Господа нашего, Сына Божія Единороднаго».

Чрезъ нѣсколько времени, при томъ же св. Кириллѣ, Іерусалимъ былъ свидѣтелемъ другого явленія силы Божіей въ посрамленіе враговъ вѣры христіанской и къ торжеству креста Господня. Императоръ Юліанъ богоотступникъ, желая оскорбить христіанское чувство и поколебать вѣру христіанъ въ непреложность словъ Спасителя о ветхозавѣтномъ храмѣ, вопреки предсказанію І. Христа, что сей храмъ будетъ разрушенъ и не останется камня на, камнѣ (Іук. 21, 6), вознамѣрился возстановить храмъ іудейскій и далъ евреямъ пособіе изъ государственной казны для совершенія этого дѣла. Но едва только евреи положили основаніе зданія, произошло сильное землетрясеніе, которымъ не только выброшены были камни, вновь заложенные въ основаніе, но и разрушены остатки древней постройки. Когда они снова приступили къ работѣ, то внезапно сошедшій съ неба огонь разогналъ работавшихъ и сожегъ всѣ строительныя орудія и матеріалы, а на одеждахъ еврейскихъ отпечатлѣлись знаменія креста, которыхъ они не могли даже смыть. Такъ чудесно посрамленные враги Христа должны были оставить свое предпріятіе, доказавъ предъ всѣмъ міромъ непреложность словъ Спасителя и неизмѣнность суда Его о разрушеніи и запустѣніи Іерусалима.

II. Воспоминаніе о столь дивныхъ событіяхъ, совершившихся во дни св. Кирилла въ Іерусалимѣ, да послужитъ намъ, братіе, къ утвержденію нашей вѣры во Христа Спасителя, Который есть истинный Богъ и истинный человѣкъ, воплотившійся и вочеловѣчившійся насъ ради и нашего спасенія отъ Духа Святаго и Дѣвы Маріи.

Господь нашъ І. Христосъ есть истинный Богъ, а именно второе лице Пресвятой Троицы, Сынъ Божій. Эта священная истина лежитъ въ основаніи всего нов. завѣта; ее 1) возвѣщаетъ Самъ Христосъ Спаситель, 2) проповѣдуютъ ученики Его и 3) исповѣдуетъ св. церковь, начиная съ апостольскаго вѣка.

а) Христосъ Спаситель называетъ Себя единороднымъ Сыномъ Божіимъ, вѣру въ Божество Свое полагаетъ необходимымъ условіемъ спасенія («Іоан. 3, 16, 36, 6, 47) и представляетъ ее дѣломъ Божіимъ: се есть дѣло Божіе, да вѣруете въ Того, Егоже посла Онъ (ст. 29);

— именуетъ Бога Отца Своимъ Отцемъ (Іоан. 15, 1, 15);

— указываетъ на Свое единосущіе съ Отцемъ (Іоан. 10, 30, 14, 10, 11) и совершенное равенство съ Нимъ (5,17. 19, 21. 16, 15. 17, 10), а при такомъ единосущіи и равенствѣ Сына съ Отцемъ — никтоже знаетъ Сына, токмо Отецъ, ни Отца кто знаетъ, токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27. Іоан. 8, 19);

— усвояетъ Себѣ Божескія свойства, а именно — вѣчность (Іоан. 8, 58. 17, 5), самобытность (5, 26), вездѣсущіе (3, 13. 14, 24. Матѳ. 18, 20), всемогущество, выразившееся въ совершеніи чудесъ, ихъже инъ никтоже сотвори (Іоан. 15, 24), и показавшее, что Онъ,

— Богъ, имѣетъ власть не надъ тѣломъ только, но и надъ душею (Матѳ. 9, 6);

— какъ Богъ, І. Христосъ даетъ ученикамъ Своимъ силу чудесъ (Марк. 16 17, 18. Лук. 10, 19), обѣщаетъ имъ премудрость (Лук. 21, 15), ободряетъ ихъ надеждою на полученіе просимаго (Іоан. 14, 13, 14. 16, 23), утѣшаетъ обѣтованіемъ Святаго Духа (15, 26);

— Христосъ Спаситель постоянно и съ особенною силою доказываетъ іудеямъ Свое Божество и при этомъ ссылается на свидѣтельства: Іоанна Крестителя, который свидѣтельствова о истинѣ (5, 33), назвавъ І. Христа Сыномъ Божіимъ, сшедшимъ съ неба и сущимъ надъ всѣми (3, 31-36), — Отца небеснаго, сказавшаго о Немъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (5, 37, Матѳ. 3, 17), — Своихъ чудесныхъ дѣлъ (Іоан. 5, 36) и ветхозавѣтныхъ писаній (ст. 39).

— Наконецъ Господь утверждаетъ истину Своего Божества славнымъ Своимъ воскресеніемъ изъ мертвыхъ.

б) Эту вѣру въ Божество Господа I. Христа ап. Петръ, отъ лица всѣхъ апостоловъ, исповѣдывалъ предъ Самимъ Господомъ, когда на вопросъ Его: вы же кого Мя глаголете быти? — отвѣчалъ: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 15, 16). На этой вѣрѣ, какъ на краеугольномъ камнѣ, Господь обѣтовалъ непоколебимо основать Свою церковь (ст. 18).

в) Чему училъ Господь І. Христосъ, что проповѣдали апостолы, тому вѣровала древняя христіанская церковь, хранительница истинно-апостольскаго преданія, признавая Божество Господа, и свою вѣру выражала въ изреченіяхъ пастырей и учителей, въ исповѣданіяхъ мучениковъ, въ символахъ, употреблявшихся въ помѣстныхъ церквахъ, и въ опредѣленіяхъ соборовъ.

Здѣсь довольно напомнить только, что всѣ св. мученики запечатлѣли кровію свою вѣру въ Божество Господа нашего І. Христа. Въ теченіе первыхъ трехъ вѣковъ христіанство испытывало постоянныя гоненія — сначала отъ іудеевъ, а потомъ отъ язычниковъ. Всѣ страдальцы, начиная съ первомученика архидіакона Стефана, исповѣдавшаго предъ кончиною своею Сына человѣча, одесную стояща Бога (Дѣян. 7, 56), съ радостію шли на смерть за имя Христово, и на увѣщанія язычниковъ отречься отъ Христа отвѣчали всенароднымъ прославленіемъ Его, какъ истиннаго Бога. Ничто не могло побѣдить несокрушимаго мужества этихъ исповѣдниковъ Христовыхъ; самыя жестокія мученія они переносили въ молчаніи, возбуждая своимъ терпѣніемъ непритворное удивленіе въ самыхъ мучителяхъ своихъ, какъ замѣчаетъ одинъ древній, современный гоненіямъ, писатель: «что говорить о мужахъ? — дѣти и наши женщины, вдохновляемыя терпѣніемъ, небрегутъ о крестахъ, пыткахъ, звѣряхъ и всѣхъ ужасахъ мученій», и, обращаясь къ язычникамъ, выражается: «вы не понимаете, жалкіе, что не найдется ни одного человѣка, который пожелалъ бы подвергнуться страданію безъ достаточнаго побужденія, или же могъ бы перенести мученія безъ помощи Божіей».

III. Крѣпко и неизмѣнно пусть держитъ всякій христіанинъ вѣру въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія единороднаго. Безъ этой вѣры нѣтъ спасенія, но гибель вѣчная и неизбѣжная (Сост. Г. Д-ко по кн. «Еванг. истор. о Богѣ-Словѣ», прот. П. Матвѣевскаго и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 199-201.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0