Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Семнадцатый день.

Поуч. 3-ье. Св. Алексій, человѣкъ Божій.

(Человѣкъ принадлежитъ Богу).

II. Св. Алексій, получивъ свыше названіе «человѣка Божія» за свое всецѣлое служеніе Богу, учитъ насъ однимъ уже своимъ названіемъ «человѣкъ Божій» той истинѣ, что мы не свои, а Божіи, что христіанинъ принадлежитъ не себѣ, а Богу.

а) Богъ есть Господь нашъ по праву сотворенія. — Если мы почитаемъ собственностію домъ, который созидаемъ, или садъ, который насаждаемъ; то не безъ сравненія ли большее право имѣетъ Богъ, какъ собственностію Его, располагать всѣмъ, что мы имѣемъ и что есмы? Что ты имаши, о человѣче, егоже нѣси пріялъ (1 Кор. ІѴ, 7) отъ Бога? Откажись хотя на минуту отъ даровъ Того, Котораго владычество надъ тобою желалъ бы ты ограничить; возврати то, что пріялъ: что же осталось? — ничтожество и, что еще хуже ничтожества, — грѣхъ разоряющій созданія Божіи!

б) Богъ есть Господь нашъ по праву Своего въ насъ образа. — Какъ мы полагаемъ свою печать или на такія вещи, которыя утверждаемъ въ нашу собственность, или на такія, которыя желаемъ сокрыть отъ другихъ: такъ Богъ запечатлѣлъ человѣка Своимъ образомъ, какъ Свою собственность, которую бы никакое существо не дерзало себѣ присвоять, и какъ рукописаніе, котораго бы никто не открывалъ кромѣ единороднаго Сына Божія. Дабы лучше уразумѣть отношеніе наше къ Богу посредствомъ Его въ насъ образа, представимъ себѣ образъ тѣла помощію окружающаго свѣта начертаваемый тѣнію его на землѣ. Что была бы сія тѣнь безъ тѣла и свѣта? — сіе-то есть перстный человѣкъ безъ силы и свѣта Божія!

в) Богъ есть Господь нашъ по праву искупленія. — Человѣкъ не восхотѣлъ принадлежать Богу, похитилъ себя у Бога; отвергся господства Божія, возмечталъ самъ для себя быть господомъ и богомъ. Обличенъ святотатецъ и крамольникъ нелицепріятнымъ правосудіемъ, осужденъ и преданъ вѣчной смерти. Но любовь не хощетъ потерять человѣка. Она предпріемлетъ отъять его у ада и вновь усвоить его себѣ паче прежняго. Искупляетъ преступника отъ клятвы законныя (Гал. 111, 13), и какъ? — содѣлавшись сама клятвою; пріобрѣтаетъ возвратно проданнаго подъ грѣхъ, и какою цѣною пріобрѣтаетъ? — не истлѣннымъ сребромъ или златомъ, но честною кровію, яко агнца, непорочна и пречиста Христа (1 Пет. I, 18 и 19). О, непостижимое господство любви, которая, дабы преобладать нами, предаетъ намъ саму себя; и пріобрѣтаетъ насъ для того, чтобы вся намъ дарствовать! Христіане! Господь не могъ содѣлать для насъ большаго блага, какъ то, что вы нѣсте свои (1 Кор. VI. 19).

III. Столь мощный, столь благодѣющій, столь присущій намъ Господь и Владыка чего не властенъ требовать отъ рабовъ Своихъ, которыхъ жребій въ единой рукѣ Его, и которые о Немъ единомъ живемъ, движемся и есмы (Дѣян. XVII. 28)? Какое иго, Имъ возлагаемое, дерзнули бы мы назвать тягостію для нашей свободы? Какую дань, Имъ взыскуемую, — несоразмѣрною правамъ Его надъ нами? Какую жертву — довольною для Него? Но Богъ не возлагаетъ на насъ никакого ига и бремени, развѣ благое и легкое; не требуетъ никакой дани, кромѣ простертой руки для пріятія даровъ Его; не хочетъ жертвы и всесожженія, удовлетворивъ Самъ Себѣ за насъ вѣчною жертвою Своего Сына. Чего же желаетъ Царь сей отъ рабовъ Своихъ? — Возжелаетъ, говоритъ посланникъ Его къ душѣ нашей, возжелаетъ Царь доброты твоея, т.-е. святости, чистоты, непорочности, вѣры и благочестія. Твой Спаситель желаетъ обручить (2 Кор. XI. 2) тебя Себѣ дѣву чисту, обручити Себѣ во вѣкъ (Ос. II, 19). Якоже радуется женихъ о невѣстѣ, тако желаетъ возрадоватися Господь о тебѣ (Исаіи LХІІ, 5). Можешь ли ты противиться сему блаженному для тебя желанію? (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. I, изд. 1873 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 198-199.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0