Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Семнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Преподобный Алексій, человѣкъ Божій.

(Уроки изъ его жизни: а) презрѣніе къ земнымъ благамъ и б) любовь къ чтенію Евангелія).

II. Рѣдкимъ людямъ дается отъ Бога благодать такой жизни, какъ ему: и такіе люди, какъ онъ, можно сказать, вѣками бываютъ, въ наше поученіе. Чему мы можемъ поучиться у Алексія, человѣка Божія?

а) У кого изъ насъ есть блага міра сего, есть радости, есть удовольствія; тѣ не должны всѣмъ сердцемъ любить ихъ и всею душею привязываться къ нимъ, т.-е. не должны ими только заниматься, радоваться, утѣшаться.

Опасно такъ любить блага міра, такъ привязываться къ нимъ: легко можно тогда забыть Бога и жизнь будущую.

Почему, вѣдь, преподобный Алексій, человѣкъ Божій, блага міра сего оставилъ, бросилъ, презрѣлъ? Именно потому, чтобы не привязываться къ нимъ, и, привязавшись, чтобы не забыть о Богѣ и о жизни будущей. При благахъ міра сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и безъ мысли о Богѣ жить бываетъ не скучно, тогда и здѣшняя жизнь бываетъ хороша, такъ что лучшей и желать людямъ богатымъ не хочется. Да, иные изъ насъ вѣчно желали бы жить въ этой жизни: такъ много у нихъ радостей и удовольствій всякихъ!

б) А у кого изъ насъ нѣтъ никакихъ особенныхъ радостей и удовольствій въ жизни; кто трудомъ тяжкимъ и самое необходимое для жизни себѣ добываетъ; тѣ не должны скорбѣть, сокрушаться, въ уныніе отъ того приходить. Есть у насъ Богъ, всеблагій, премудрый, всемогущій; есть жизнь будущая, насъ ожидающая, жизнь вѣчная, блаженная: вотъ что они должны помнить. Что въ жизни утѣшало, что радовало Алексія, человѣка Божія, не смотря на то, что онъ никакихъ не имѣлъ земныхъ радостей, жилъ съ нищими, ходилъ въ рубищахъ, питался самою скудною пищею? Мысль о Богѣ, о жизни будущей. Да, Богъ есть радость, Богъ есть то, что радуетъ, Богъ — сама радость. И потому-то при мысли о Богѣ, при радованіи о Немъ забываются всѣ радости другія, и не нужно ихъ, никакихъ другихъ, человѣческихъ, ни даже ангельскихъ; и не радости только тогда забываются, а все, даже страданія всякія забываются, не чувствуются и не мѣшаютъ о Богѣ радоваться. Радующіеся о Богѣ съ апостоломъ говорятъ: кто ны разлучитъ отъ любве Божія, т.-е. отъ радованія о Богѣ? скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе; или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Ни смерть, ни животъ, ни ангели, ни начала, ниже силы... ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ.

в) Жизнь св. Алексія, человѣка Божія, научаетъ насъ истинно любить чтеніе св. евангелія и находить въ немъ утѣшеніе.

Мы удивляемся преподобнымъ подвижникамъ новаго завѣта: какъ это они отказывались отъ всѣхъ мірскихъ радостей, утѣшеній, проводили дни и ночи въ постѣ и молитвѣ, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми: ученіе евангелія ихъ радовало, утѣшало, успокоивало; оно замѣняло имъ всѣ радости, утѣшенія, успокоенія мірскія.

Итакъ, вотъ слушатели, какую книгу какъ можно чаще читайте: евангеліе Господа нашего І. Христа. Чтеніе и всякой хорошей, благонамѣренной и благочестивой книги успокоиваетъ насъ: читая такую книгу, точно слушаешь, бесѣдуешь съ добрымъ, умнымъ, разсудительнымъ человѣкомъ. Но никакое чтеніе такъ не успокоиваетъ насъ, какъ чтеніе евангелія. Читая, или слушая эту книгу, дѣйствительно слушаешь Самого І. Христа, потому что дѣйствительно въ ней Его Духъ.

На книгѣ евангелія можно такъ написать: пріидите къ этой книгѣ, возьмите, почитайте со вниманіемъ;. и вы успокоитесь, успокоитесь потому, что ея ученіе есть ученіе I. Христа, Сына Божія, Который, когда училъ, только того и желалъ, чтобы ученіемъ Его всѣ успокоились.

III. Такъ не скорби, не сокрушайся, если у тебя нѣтъ земныхъ радостей, если у тебя въ жизни многаго часто нѣтъ, если иногда и самаго необходимаго не достаетъ, не скорби...; но ты и не будешь ни о чемъ скорбѣть и сокрушаться, напротивъ будешь веселъ, покоенъ: только помни, что есть Богъ, есть будущая вѣчно-блаженная жизнь, — вспомни это, и возрадуется душа твоя, и никакихъ радостей тебѣ не будетъ нужно, ибо, съ тобою будетъ сама радость — Богъ. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ поуч. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 197-198.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0