Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Шестнадцатый день.

Поуч. 1-е. Свв. муч. Трофимъ и Ѳала.

(Чѣмъ объясняется дивное терпѣніе мучениковъ?)

II. Страданія свв. муч. Трофима и Ѳалы, распятыхъ на крестѣ и оттуда поучающихъ народъ, изумляютъ насъ, братіе, и невольно заставляютъ насъ спросить: чѣмъ объясняется ихъ дивное терпѣніе?

а) Размышляя объ этомъ, мы находимъ, что первою опорою ихъ непоколебимой терпѣливости въ перенесеніи ужасныхъ мученій за имя Христово была живая, твердая увѣренность въ Божественности лица І. Христа. Увѣренность свою въ божественномъ величіи Христа Спасителя пріобрѣтали святые мученики не чрезъ наученіе только отъ мужей, извѣстныхъ мудростію и святостію жизни, прославившихся даромъ чудотвореній и особеннымн знаменіями обитающей въ нихъ благодати Божіей, — отъ мужей, запечатлѣвшихъ истину своего ученія кровію, но и чрезъ собственное видѣніе Самого Іисуса, не разъ являвшагося имъ и во снѣ и на яву въ нбесной славѣ, чрезъ опытное свое дознаніе торжества силы Христовой надъ безсиліемъ языческихъ боговъ. При столь полной увѣренности въ Божествѣ Христа распята, какъ было мученикамъ не рѣшаться на всѣ ужасы мученій, на всякаго рода лишенія, когда исповѣдуемому ими Христу дерзали предпоставлять ложныхъ боговъ, заставляли ихъ отрекаться отъ Него? Вмѣняю вся тщету быти за превосходящее разумѣніе Христа Іисуса Господа моего. Благоволю въ немощехъ, въ досажденіихъ, въ бѣдахъ, въ изгнаніихъ, въ тѣснотахъ по Христѣ (Фил. 3, 8; 2 Кор. 12, 10), свидѣтельствуетъ о себѣ апостолъ Павелъ.

б) Съ увѣренностію въ Божествѣ I. Христа, въ сердцахъ мучениковъ возгоралась и любовь къ Нему, любовь пламенная, ревностная. А для такой любви что могли значить всѣ обольщенія и угрозы гонителей христіанства? Безконечныя совершенства I. Христа, открываемыя христіанскою вѣрою, до того плѣняли сердца исповѣдниковъ вѣры, что Христосъ становился единственнымъ, всегдашнимъ предметомъ ихъ желаній и стремленій, ихъ помышленій и чувствованій, ихъ разговоровъ и дѣйствій, — столь крѣпко привязывали ихъ къ Нему, что никакая сила ни земная, ни небесная, ни добрая, ни злая не въ состояніи была отвлечь ихъ отъ Него, раздѣлить съ Нимъ. Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Извѣстихся, яко ни смерть, ни животъ, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ I. Господѣ нашемъ, вѣщаетъ апостолъ Павелъ (Рим. ѴІІІ, 35, 38, 39).

в) Сверхъ живой вѣры въ Богочеловѣка Іисуса и пламенной любви къ Нему крѣпкая надежда на воздаяніе отъ Него за временныя страданія и скорби вѣчными радостями и утѣхами дѣлала для исповѣдниковъ вѣры не страшными, сносными, даже вожделѣнными всѣ истязанія, изобрѣтаемыя противъ нихъ христоненавистниками. Святая великомученица Екатерина, напр., императору Максимину, грозившему предать ее на поруганіе и покрыть ранами ея тѣло, безтрепетно отвѣчала: «дѣлай, что угодно, но знай, что временнымъ безчестіемъ исходатайствуешь мнѣ вѣчную славу, тѣло мое пострадаетъ только временно здѣсь, но тамъ, на небѣ, будетъ покоиться вѣчно. Христосъ призываетъ меня въ неизреченное райское блаженство. Съ Нимъ я буду царствовать и возвеселяться во вѣки вѣковъ». А св. ап. Павелъ разсуждалъ: понеже со Христомъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся. При такомъ взглядѣ на страданія Христа ради, что мученикамъ было страшиться ихъ, какъ даже было не желать ихъ?

г) Наконецъ, сильнымъ укрѣпленіемъ на подвигъ мученичества — къ безтрепетной, радостной встрѣчѣ лютыхъ страданій, для исповѣдниковъ Христовыхъ были: сила Божія, видимо имъ благодѣющая, утѣшеніе благодатное, Божественное, свыше проливаемое въ ихъ сердца либо таинственно, либо чрезъ видимое явленіе небеснаго ангела и Самого І. Христа. Зане якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5), свидѣтельствуетъ апостолъ Павелъ, т. е. по мѣрѣ увеличенія страданій нашихъ за Христа увеличивается въ насъ и благодатное утѣшеніе чрезъ Христа.

Итакъ, братіе, вотъ что воодушевляло мучениковъ и исповѣдниковъ Христовыхъ къ небоязненному, охотному терпѣнію истязаній отъ гонителей вѣры Христовой!

III. Братія христіане! Нынѣ нѣтъ явныхъ гоненій на христіанство: но за то сколько тайныхъ возстаній противъ высоты догматовъ вѣры Христовой, противъ строгости правилъ благочестія, противъ благотворности и важности уставовъ и постановленій церкви Христовой. Нынѣ прямо не принуждаютъ насъ отречься отъ Христа, но за то сколько прикровенныхъ совращеній въ невѣріе и суевѣріе, въ сомнѣніе и безразличіе въ вѣрѣ, сколько хитрыхъ увлеченій въ ересь и расколъ! Нынѣ не заставляютъ насъ поклоняться языческимъ богамъ: Меркурію, Юпитеру, Аполлону и другимъ; но за то не склоняютъ ли насъ измѣнять Христу и Его евангелію ради денегъ, дружбы, родства, мірскихъ почестей, приличій свѣта, изъ страха сильныхъ земли? Нынѣ за исповѣданіе имени Христова, за послѣдованіе Его ученію, не подвергаютъ тѣла нашего побоямъ, терзанію, раздробленію на части: но вмѣсто того не язвятъ ли нашего сердца ѣдкими насмѣшками, злословіемъ, клеветою, презрѣніемъ, колкими остротами? А потому нынѣшнее наше положеніе среди міра грѣшнаго и прелюбодѣйнаго не похоже ли на положеніе древнихъ мучениковъ и исповѣдниковъ вѣры Христовой.

По сужденію св. Димитрія, митрополита ростовскаго, какъ въ тѣ времена, когда нечестивые, невѣдавшіе Бога, люди покланялись бездушнымъ идоламъ, было безчисленное множество святыхъ мучениковъ, проливавшихъ кровь свою за Христа и умиравшихъ многоразличными видами смерти: такъ и въ наше время, когда въ нашихъ нравахъ повсюду господствуетъ идолопоклонство, т. е. служеніе грѣху, истинные христіане должны изъ любви ко Христу быть мучениками, хотя и безъ пролитія крови, — должны постоянно умерщвлять въ себѣ страсти свои, должны умирать для грѣха, такъ, чтобы уже быть неспособными къ совершенію грѣха, и не порабощать себя похотямъ грѣховнымъ. И какъ привычный грѣхъ есть нашъ любимый идолъ, такъ и сопротивленіе грѣху есть мученическій подвигъ. Мучитель тутъ — или наше грѣхолюбивое естество, или грѣховная привычка, или самъ искуситель — діаволъ. Слуги мучителя — это нечистые помыслы, влекущіе ко грѣху, а также тѣ люди, которые склоняютъ или соблазняютъ насъ на грѣхъ. Разные виды мученій — это борьба съ нечистыми помыслами, борьба со страстями и похотями. Вотъ какъ каждый христіанинъ можетъ содѣлаться духовнымъ мученикомъ Христовымъ, — хотя и не будетъ проливать онъ своей крови, но сподобится вѣнца мученическаго.(Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» 1891 г. ноябрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 191-193.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0