Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Пятнадцатый день.

Поуч. 2-е. Св. мучен. Агапій и другіе (8) Кесарійскіе.

(Не фанатизмъ, но ревность по вѣрѣ заставляла св. мучениковъ итти на страданія за Христа).

Находившіеся въ числѣ зрителей христіане: Пуплій, Тимолай, Ромилъ, Діонисій и два Александра, не могли равнодушно смотрѣть, какъ лилась кровь невинныхъ страдальцевъ. Они сами связали себѣ руки въ знакъ того, что желаютъ пострадать за Христа, предстали предъ правителемъ города и безбоязненно исповѣдали себя христіанами. Правитель, видя молодость ихъ и жалѣя ее, сначала кротко уговаривалъ святыхъ исповѣдниковъ отречься отъ этого признанія и поклониться идоламъ. Когда же всѣ увѣщанія оказались напрасными, онъ приказалъ заключить христіанъ въ темницу, гдѣ они томились долго и наконецъ послѣ многихъ истязаній были лишены жизни чрезъ обезглавленіе. Съ ними раздѣлилъ подвигъ мученичества Агапій, приведенный изъ Газы, и его слуга египтянинъ Діонисій.

II. Слушатели! Преклонимся съ благоговѣніемъ предъ сими страдальцами-мучениками, предъ ихъ твердостію и непреклонностію въ исповѣданіи имени Христова, предъ ихъ смертію, послужившею переходомъ къ блаженной жизни съ Господомъ, и будемъ просить ихъ объ утвержденіи насъ въ вѣрѣ и терпѣніи христіанскомъ.

Но откуда св. мученики почерпали силу твердости и терпѣнія? Въ чемъ заключалась причина ихъ непреодолимаго мужества въ перенесеніи страданій? Въ ясномъ, сознательномъ и всецѣломъ убѣжденіи, что они страдаютъ и умираютъ за истину, за Христа Спасителя, чтобы чрезъ смерть соединиться съ Нимъ, быть съ Нимъ по слову Его: гдѣ Я, тамъ и слуга Мой будетъ (Іоан. 14, 2). Эта твердая увѣренность въ непреложности обѣтованія Господа, соединенная съ пламенною любовію къ Нему, и служила причиною непоколебимости мучениковъ въ самыхъ страшныхъ мученіяхъ.

а) Не фанатизмъ руководилъ страдальцевъ за Христа, какъ думаютъ непонимающіе страданій за истинныя убѣжденія, а ревность по вѣрѣ, основанная на ясномъ пониманіи христіанства, на правильномъ понятіи значенія жизни временной и вѣчной. Можно ли называть фанатиками тѣхъ, которые, сознавая сами истину, защищали ее противъ всѣхъ нападокъ на нее, обличали ложь своихъ мучителей безбоязненно, доказывали тщету идолопоклонства и ново-іудейства неотразимо? Напротивъ, по всей справедливости, фанатиками должно назвать гонителей и мучителей христіанъ; потому что въ основѣ ихъ религіозныхъ вѣрованій лежала ложь, которой не могли защитить основательно признававшіе ее за истину, и упорствомъ своимъ доказывали невѣжество свое и жестокосердіе. Упорствовать во лжи, въ ложныхъ вѣрованіяхъ, когда представляется полная возможностъ разубѣдиться въ ней, тѣмъ болѣе заставлять отвергающихъ ее страдать и мучиться — не верхъ-ли это слѣпого фанатизма? Думать, что, убивая христіанъ, приносишь службу Богу — не верхъ ли это безумія? Однакожъ и въ наши еще времена появляется такое безуміе, какъ видимъ изъ свѣжихъ еще примѣровъ въ дѣйствіяхъ магометанъ, для которыхъ убить гяура-христіанина — значитъ показать доблесть правовѣрнаго.

б) Чѣмъ же объяснить происхожденіе и проявленіе религіознаго фанатизма? Невѣжествомъ и недостаткомъ любви къ ближнимъ. Чѣмъ кто вѣрнѣе и яснѣе понимаетъ истину, тѣмъ онъ разсудительнѣе. Но истина только въ христіанствѣ. Христосъ Спаситель — свѣтъ міру (Іоан. 8, 12); Онъ просвѣщаетъ всякаго человѣка (Іоан. 1, 9), который послѣдуетъ за Нимъ (Іоан. 8, 12). Внѣ ученія Христова, къ которому приготовляли всѣ ветхозавѣтныя писанія, нѣтъ чистой и святой истины религіи: ибо Христосъ, какъ Богъ, есть ея первоисточникъ (Іоан. 1, 17; 14, 6). И кто дѣятельно вѣруетъ во Христа, тотъ и уразумѣетъ, что ученіе Его божественно (Іоан. 7, 17). Проникнутый симъ ученіемъ человѣкъ будетъ убѣждать другихъ заблуждающихся словомъ любви, а не истязаніями и умерщвленіемъ въ случаѣ упорства. Наоборотъ — односторонность убѣжденія, закоренѣлое заблужденіе, нежелающее всесторонне вникнуть въ предлагаемое ученіе истинно божественное, непремѣнно отразится жестокостію къ держащимся противныхъ мнѣній, по самой узкости взгляда на предметъ, неозаряемаго свыше свѣтомъ духовнымъ — отъ Бога. Христіанство научаетъ насъ смотрѣть на всѣхъ людей — какъ на ближнихъ, какъ на братій своихъ по естеству; а всѣ ложныя религіи ограничиваютъ любовь только ближайшими родными или, по большей мѣрѣ, единовѣрцами. Въ такихъ понятіяхъ можно-ли ожидать безпристрастнаго, истинно человѣческаго отношенія людей, чуждыхъ ученія христіанскаго, къ подобнымъ себѣ по естеству людямъ, но разнящимся существенно своею вѣрою? Съ терновника не собираютъ винограда и съ репейника не собираютъ смоквъ (Мѳ. 7, 16).

III. Братія! Нашъ долгъ, долгъ всѣхъ вѣрующихъ христіанъ, не только самимъ быть вѣрными до самоотверженія чадами св. церкви, исповѣдниками вѣры, но и вразумлять безчинныхъ (1 Ѳес. 5, 14), противляющихся истинѣ обличать и наводить на путь правды. Исполняя этотъ долгъ, мы явимъ себя достойными своего имени послѣдователями Христа Спасителя, подражателями св. исповѣдниковъ и мучениковъ, вѣрными слугами Царя небеснаго и царя земного, споспѣшниками общественнаго блага, съ которымъ неразрывно соединено и наше частное благо. Аминь. (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Леонтія, архіеп. холмско-варшавек., изд 3-е, т. II, 1888 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 190-191.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0