Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Пятнадцатый день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Никандръ.

(Въ чемъ должна выражаться наша любовь къ умершимъ?)

II. Св. мучен. Никандръ выражалъ свою любовь къ умершимъ, а именно къ пострадавшимъ за Христа св. мученикамъ, погребеніемъ ихъ св. тѣлъ. Его примѣръ и для насъ обязателенъ: и мы должны заботиться о преданіи честному погребенію умершихъ нашихъ ближнихъ въ надеждѣ славнаго воскресенія ихъ въ день всеобщаго суда Божія.

Но этимъ наша любовь къ умершимъ не должна ограничиться.

Въ чемъ же она должна проявляться по отношенію къ умершимъ? Для нихъ дороги теперь молитвы, для нихъ дороги вещественныя приношенія, подаваемыя по нимъ нуждающимся; для нихъ безпредѣльно дорога безкровная жертва, совершаемая по нимъ. Вотъ если мы исполнимъ это, то покажемъ, что мы любимъ умершихъ и умѣемъ благотворить имъ; вотъ только этого одного и ждутъ умершіе, только въ этомъ одномъ и нуждаются.

а) И такъ будемъ молиться за умершихъ не только въ извѣстное время года, но всегда, каждый день будемъ молиться о нихъ. Своею молитвою мы доставимъ желаемое и ожидаемое благо умершимъ, доставимъ имъ лучшее положеніе, избавимъ ихъ отъ страданій адскихъ, доставимъ имъ отраду и утѣшеніе. Теперь умершіе сами собой ничего не могутъ сдѣлать, не могутъ перейти изъ одного состоянія въ другое. Но мы, живые, движимые Христовою любовію, которая и къ намъ привлечетъ милосердіе Божіе, можемъ облегчить ихъ участь и изъ безотрадной сдѣлать отрадною.

Если желаемъ знать, что молитвы облегчаютъ страданія умершихъ и даруютъ имъ блаженное состояніе, то вотъ примѣръ тому изъ отеческихъ сказаній. «Кто ты?» спросилъ святой Макарій, путешествуя по пустынѣ, одинъ черепъ. — «Я былъ начальникомъ идольскихъ жрецовъ»; отозвался черепъ. «Каково вамъ, язычникамъ, на томъ свѣтѣ?» опять спросилъ св. Макарій. — «Мы въ огнѣ, отвѣчалъ черепъ со стенаніями, пламя охватываетъ насъ съ ногъ до головы, и мы не видимъ другъ друга; но когда ты молишься о насъ, тогда мы начинаемъ видѣть нѣсколько одинъ другого,и это доставляетъ намъ отраду». Изъ этого ясно, что молитвы, съ вѣрою совершаемыя, приносятъ дѣйствительную пользу умершимъ и не только вѣрующимъ, но и язычникамъ.

б) Такую же пользу доставляютъ и благотворенія по умершимъ. Милостыня отъ смерти избавляетъ, и тая очищаетъ всякъ грѣхъ, говоритъ слово Божіе (Тов. 12, 9). «Почти умершаго милостынями и благотвореніями: ибо милостыня служитъ къ избавленію отъ вѣчныхъ мукъ», говоритъ св. Златоустъ (42 бесѣд. на ев. Іоан.). И дѣйствительно, благотворенія и милостыни по умершимъ служатъ къ облегченію ихъ участи, какъ то подтверждаетъ слѣдующій примѣръ. Св. игуменія Аѳанасія, предъ отшествіемъ изъ сей жизни, заповѣдала сестрамъ своего монастыря поставлять въ память ея трапезу нищимъ до сорока дней. Случилось же, что сестры толъко до десяти дней соблюдали завѣщаніе своей начальницы. Это нерадѣніе вызвало святую изъ другого міра. Явившись въ сопровожденіи двухъ ангеловъ нѣкоторымъ изъ сестеръ обители, она говорила имъ: «для чего преступили вы заповѣдь мою? да будетъ всѣмъ извѣстно, что творимыя до сорока дней за душу умершаго милостыни и питаніе алчущихъ умилостивляютъ Бога. Если грѣшны души усопшихъ, то чрезъ сіе онѣ пріемлютъ отъ Господа отпущеніе грѣховъ; если праведны, благотворительность за нихъ служитъ ко спасенію благотворителямъ» (Чет.-Мин. 12 апр.). Видите ли, братіе христіане, пользу и важность благотворенія по умершимъ? И слово Божіе, и ученіе учителей церкви, и свидѣтельства отеческихъ сказаній подтверждаютъ, что милостыня и благотворенія по умершимъ доставляютъ пользу не только умершимъ, но и ихъ благотворителямъ.

в) Теперь скажемъ о важности спасительной безкровной жертвы. Безкровная жертва для того и приносится, чтобы очищать, умилостивлять, спасать. Если подзаконные священники, говоритъ Ефремъ Сиринъ, служебными приношеніями очищали грѣхи убіенныхъ и оскверненныхъ беззаконіями, какъ упоминается въ священномъ писаніи (2 Мак. 12), то не удобнѣе ли священники новаго завѣта Христова могутъ дѣйствительно очищать долги отшедшихъ отъ земли грѣшниковъ святыми приношеніями и молитвами устъ своихъ (Еф. Сир. т. II, стр. 289)? «Не напрасно установили апостолы, говоритъ святой Златоустъ, чтобы при совершеніи страшныхъ Таинъ поминать усопшихъ, — ибо когда весь народъ и священный ликъ стоитъ съ воздѣяніемъ рукъ, и когда предлежитъ страшная жертва, то какъ не умолимъ Бога, прося за умершихъ» (41 бесѣд. на 1 посл. Кор.)? При совершеніи безкровной жертвы въ лицѣ священнодѣйствующихъ приноситъ эту жертву Самъ Христосъ. Онъ Самъ ходатайствуетъ предъ правосудіемъ Божіимъ о прощеніи грѣшника. А отъ сего-то и превеликая бываетъ польза душамъ, о которыхъ моленіе возносится въ то время, какъ предлежитъ святая и страшная жертва. Вотъ и примѣръ того, что безкровная жертва облегчаетъ участь умершихъ. Одному благочестивому пресвитеру явился одинъ преставившійся христіанинъ и просилъ совершить за упокой его души безкровную жертву. Къ этой просьбѣ присовокупилъ явившійся, что если священная жертва облегчитъ его участь, то онъ уже въ знаменіе сего не явится ему болѣе. Священникъ Христовъ исполнилъ требованіе, и новаго явленія не послѣдовало (Гр. Двоесл. кн. ІѴ, гл. 59).

III. Этими способами и будемъ, братіе, благотворить умершимъ. Въ этихъ благотвореніяхъ и будемъ проявлять свою любовь къ нимъ. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для с. паст.» за 1887 г. апрѣль мѣс.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 188-190.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0