Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Четырнадцатый день.

Препод. Венедиктъ.

(Объ осторожномъ обращеніи съ человѣческимъ словомъ).

II. Этотъ разсказъ изъ жизни препод. Венедикта даетъ намъ поводъ побесѣдовать объ осторожномъ обращеніи съ человѣческимъ словомъ.

Слово человѣческое очень важно и очень стоитъ того, чтобы въ немъ требовать отчета.

а) Наше слово есть отпечатокъ слова творческаго. Въ Богѣ слово, и въ человѣкѣ слово. Правда, что слово въ Богѣ не то, что наше слово; въ Богѣ оно есть самый отпечатлѣнный образъ существа Его, единородный Сынъ Божій; но и въ насъ слово не праздный звукъ, и въ насъ оно есть отпечатокъ и образъ нашего духа, такъ что если бы собрать всѣ слова наши, то мы увидѣли бы въ нихъ свое собственное изображеніе.

б) Затѣмъ, словомъ человѣкъ видимо и преимущественно отличенъ отъ всѣхъ тварей, его окружающихъ. Это главный признакъ и главное средство нашего владычества надъ міромъ, какъ то и показано въ самомъ началѣ чрезъ нареченіе именъ отъ прародителя нашего всѣмъ животнымъ.

в) Словомъ — далѣе — держится въ силѣ и союзѣ весь родъ человѣческій: это проводникъ нашихъ взаимныхъ мыслей, чувствъ, нуждъ, радостей и печалей, предпріятій и усовершенствованій. Словомъ связуется у насъ таинственно прошедшее съ настоящимъ, настоящее съ будущимъ; приходятъ въ тѣсное сообщеніе тѣ, кои никогда не видали другъ друга. Отымите слово у людей: и все остановится въ мірѣ человѣческомъ.

г) Послѣдствія слова человѣческаго весьма важны. Всякое слово, исшедшее изъ устъ вашихъ, никогда уже не возвратится къ вамъ: нѣтъ, оно пойдетъ по умамъ и устамъ, по годамъ и вѣкамъ; произведетъ неисчислимое множество мыслей и чувствъ, дѣяній и поступковъ, и, разросшись въ огромное древо, обремененное всякаго рода плодами по роду и виду его, срѣтится съ тобою, творцемъ его, на судѣ страшномъ.

И въ настоящемъ времени, на самого изрекающаго слово, оно не останется безъ дѣйствія. По словамъ нашимъ, во-первыхъ, всѣ судятъ о насъ; уста наши доставляютъ намъ или уваженіе, или вселяютъ къ намъ отвращеніе и презрѣніе. Премудрый, замѣчаетъ древній мудрецъ, въ словеси любезна сотворитъ себе: а умножаяй словеса мерзокъ будетъ (Сир. 20, 8. 13). Празднословіе терпится иногда для развлеченія, но никогда не заслужитъ уваженія. Если васъ слушаютъ, когда вы говорите пустое, и не показываютъ отвращенія: то будьте увѣрены, что сего отвращенія нѣтъ только на лицѣ слушающихъ, а въ сердцѣ оно у многихъ.

Празднословіе наказываетъ само себя. Человѣкъ празднословный пустѣетъ внутренно: умъ его становится мелкимъ, сужденіе несвязнымъ, виды пустыми, предположенія ничтожными или предосудительными. Такой человѣкъ не способенъ ни къ чему важному и истинно полезному, какъ это замѣчено еще въ древности, гдѣ мудрецы не принимали къ себѣ и въ ученики тѣхъ людей, кои продолжительнымъ молчаніемъ не доказали въ себѣ способности къ дѣлу.

Празднословіе вредитъ самой жизни и поступкамъ. Не должно опустить безъ особеннаго вниманія и того, что происходящая отъ празднословія пустота души и неосновательность ума не останавливаются на однихъ устахъ и словахъ, а, по закону природы нашей, переходятъ въ самыя наши дѣйствія и жизнь. Премудро замѣтилъ св. Іаковъ, что аще кто въ словѣ не согрѣшаетъ, сей силенъ обуздать и все тѣло (Іак. 3, 2): это естественная награда за обузданіе своего языка. Привыкшій, напротивъ, грѣшить въ словѣ, скоро начнетъ грѣшить и въ жизни.

III. Какъ же должно употреблять слово, чтобы оно не послужило нѣкогда къ нашему осужденію?

а) Употреблять его съ крайнею бережливостію, какъ того требуетъ высокое происхожденіе слова, великое назначеніе его въ мірѣ, и крайне важныя дѣйствія его на другихъ людей и на насъ самихъ.

б) Употреблять на предметы того достойные, во славу Божію, на пользу ближнихъ и къ нашему усовершенствованію, и никакъ не употреблять на предметы срамные, на мысли нечестивыя, на чувства зловредныя; не употреблять на ложь и обманъ, на клевету и ябеду, на брань и ссору.

в) Наблюдать за употребленіемъ своего слова и по временамъ требовать у себя отчета въ немъ, — всего лучше отходя ко сну, ежедневно.

г) Обращаться съ молитвою къ Господу, чтобы Онъ Самъ положилъ храненіе устамъ нашимъ, Самъ ограждалъ насъ Своею благодатію отъ духа празднословія, который съ такою свирѣпостію заражаетъ нынѣ всю вселенную. Ибо, если святые Божіи человѣки, Давиды, Сирахи, Ефремы не видѣли въ себѣ самихъ достаточныхъ силъ на сраженіе съ симъ обольстительнымъ и зловреднымъ духомъ: то намъ ли ожидать побѣды надъ нимъ безъ помощи свыше? Когда мы будемъ поступать такимъ образомъ, то слово наше постепенно освободится отъ всѣхъ недостатковъ и сдѣлается наконецъ тѣмъ, чѣмъ быть должно — живоноснымъ отгласомъ въ насъ слова Творческаго, свѣтлымъ отпечаткомъ чистаго существа нашего, могущественнымъ органомъ нашего владычества надъ тварями, священною цѣпію, связующею насъ со всѣмъ человѣчествомъ, вѣрнымъ посредникомъ къ сообщенію другимъ того, что въ насъ есть добраго, и къ принятію отъ другихъ, чего недостаетъ намъ, — всегдашнимъ орудіемъ и залогомъ нашего преуспѣянія во всякомъ совершенствѣ. Аминь. (Сост. по проп. Иннокентія, архіеп. херсонск. и тавр., т. III, стр. 415-420, изд. Вольфа).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 187-188.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0