Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Тринадцатый день.

Св. Никифоръ Исповѣдникъ.

(О скорбяхъ пастырскихъ).

Черезъ 19 лѣтъ по смерти св. Никифора въ царствованіе благочестивой царицы Ѳеодоры св. патріархъ Меѳодій предложилъ ей перенести св. мощи Никифора въ Константинополь, на что она охотно согласилась. Св. мощи Никифора были обрѣтены нетлѣнными и благоухающими и съ торжествомъ были перенесены въ Царьградъ 13-го марта 846 г. и положены въ соборной церкви св. Софіи. Сама царица Ѳеодора съ сыномъ своимъ Михаиломъ присутствовала при этомъ торжествѣ.

II. Многоскорбенъ былъ путь пастырской жизни св. Никифора! Много скорбей переносили, исполняя свой долгъ, свое призваніе, и всѣ пастыри во времена древнія! Но не менѣе того достается на долю пастырскую этихъ скорбей и во всякое время. Укажемъ и изобразимъ эти скорби.

а) Что требуется отъ пастыря? Руководство душъ ко спасенію, — онъ долженъ давать правильное христіанское направленіе своимъ пасомымъ. Какъ отецъ въ семействѣ строго слѣдитъ за направленіемъ каждаго изъ своихъ домочадцевъ, такъ и пастырь церкви долженъ бодро стоять на стражѣ спасенія ввѣренныхъ ему душъ, строго наблюдая, какъ бы въ какой домъ, въ какое семейство не вкралось ученіе ложное, вредное. Но многіе ли нынѣ стараются поставить себя подъ это руководство? Многіе не убѣгаютъ ли отъ пастырей церкви, не отдаляются ли отъ нихъ? Не стараются ли избѣгать даже самой встрѣчи съ ними, даже простыхъ разговоровъ съ ними? И какая это великая скорбь для пастыря видѣть отдѣляющихся, а не приближающихся къ себѣ! Только духъ злобы, ненавистникъ служителей Христовыхъ, врагъ спасенія христіанъ, можетъ радоваться этой скорби пастырей.

б) Далѣе, пастырь долженъ проповѣдывать слово Божіе въ храмѣ. Но и здѣсь онъ встрѣчаетъ скорби. Одни совсѣмъ не ходятъ въ тѣ храмы, гдѣ проповѣдуется слово Божіе, потому что не любятъ слушать пастырскихъ поученій; другіе, пришедшіе, или сейчасъ же уходятъ, или заводятъ разговоръ, доказывая тѣмъ то же невниманіе, ту же нелюбовь къ просвѣщенію духовному, къ назиданію отъ пастыря. «Что онъ можетъ сказать особеннаго, хорошаго?» — говорятъ такіе, показывая тѣмъ, что имъ нужно не поученіе отъ слова Божія, а краснорѣчивое слово. Вотъ и новая скорбь для пастыря церкви! Онъ учитъ, а его равнодушно, разсѣянно и безъ любви слушаютъ; онъ желаетъ спасенія, просвѣщенія своихъ пасомыхъ, трудится для этого, а ему не сочувствуютъ, трудовъ не цѣнятъ, отъ его слова отвращаются, отъ его проповѣди нерѣдко выходятъ изъ храма, нарушая тѣмъ не только простое приличіе, но и церковное благочиніе и церковные законы. Не походитъ ли это на то, какъ если бы отецъ поучалъ сына, а онъ вмѣсто того, чтобы слушать его, сейчасъ же бы ушелъ отъ него?

в) А что перечувствуетъ, переиспытаетъ душа пастыря при испытаніи совѣсти пасомыхъ во время исповѣди? Положительно можно сказать, что онъ сокрушается о каждомъ грѣхѣ не менѣе самого кающагося. Скорбь грѣшника есть вмѣстѣ и скорбь пастыря, выслушивающаго грѣхъ. А если кающійся не можетъ, не обѣщается отстать отъ своего грѣха, если къ тому же этотъ грѣхъ открытый, которымъ соблазняются и другіе, — войдите въ положеніе пастыря, какъ онъ разрѣшитъ такого грѣшника, какъ допуститъ до причащенія святыхъ Таинъ? А если это тѣмъ не менѣе дѣлаетъ, то съ какою болью сердечною, съ какимъ страхомъ подвергнуться отвѣтственности за то предъ судомъ Божіимъ? Вообще закоснѣніе въ томъ или другомъ грѣхѣ, не православный образъ жизни того или другого семейства или лица, нежеланіе измѣнить его, никому такъ не больны, какъ пастырю. Это тѣмъ больнѣе для него, что онъ подъ часъ не знаетъ, съ какой стороны и какъ воздѣйствовать на нихъ: обличеніемъ, иди кроткимъ вразумленіемъ, строгостію или ласкою; если строгостію, то какъ бы не ожесточить, если снисходительностію, любовію, — какъ бы не явить поблажку. И вотъ пастырю церкви остается одно: возносить молитву предъ престоломъ Божіимъ, да Самъ Господь, какимъ знаетъ способомъ, воздѣйствуетъ на ожесточившуюся душу грѣшника.

г) Но вотъ пастырь церкви и молится за своихъ пасомыхъ. Онъ рано встаетъ на молитву, часто онъ совершаетъ Божественную литургію. Онъ молится о милости, мирѣ, здравіи, долгоденствіи, благопоспѣшеніи своихъ пасомыхъ, принесеніемъ безкровной жертвы онъ испрашиваетъ прощеніе грѣховъ ихъ. Но и тутъ не безъ скорби для пастыря. Чѣмъ за все это платятъ ему? Часто неблагодарностію, непростительнымъ невниманіемъ къ матеріальнымъ нуждамъ его, неуваженіемъ его, простирающимся до нежеланія получить благословеніе отъ него, боязнію встрѣтиться съ нимъ, при чемъ такая встрѣча считается худымъ признакомъ. Присоедините къ этому еще нареканія, поношенія и въ обществѣ и въ печати, такъ смѣло, такъ рѣзко расточаемыя на служителей церки. Не личность, не одно только человѣческое достоинство здѣсь оскорбляется и страдаетъ, а санъ, званіе, — больно то, что дѣти возстаютъ на отцевъ, руководимые на руководителей, что, унижая служителей вѣры, хотятъ унизить самую вѣру. Какъ это походитъ на поступокъ Хама, сына Ноева, который, увидавши отца въ неприличномъ видѣ, насмѣялся надъ нимъ, пошелъ и разсказалъ братьямъ своимъ. Тяжкій грѣхъ на свою душу принимаютъ эти мнимые радѣтели, а на самомъ дѣлѣ хулители служителей алтаря Господня.

III. Братіе! Трудное служеніе пастыря старайтесь облегчать собственною ревностію къ богоугожденію, слѣдованіемъ добрымъ наставленіямъ пастыря, подражаніемъ добрымъ чертамъ жизни его. Тогда между вами и пастыремъ установится тѣсная, неразрывная связь.

Господи! молитвами св. Никифора дай Своей церкви пастырей правоправящихъ слово Твоея истины, сотвори, чтобы и пасомые достойны были такихъ пастырей. (Сост. по кн. «Уроки изъ жизни святыхъ» св. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 185-186.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0