Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двѣнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Преподобн. Ѳеофанъ Исповѣдникъ.

(О любви къ иночеству).

Преподобный Ѳеофанъ былъ твердымъ защитникомъ иконопочитанія и безбоязненно ратовалъ за православіе на седьмомъ вселенскомъ соборѣ 785 года въ Никеѣ. Императоръ Левъ армянинъ, вступивъ на престолъ греческой имперіи въ 813 году, началъ жестоко притѣснять почитаніе святыхъ иконъ. Желая склонить на свою сторону Ѳеофана, онъ призвалъ его въ Константинополь и долго уговаривалъ, но Ѳефанъ остался твердымъ въ своихъ убѣжденіяхъ. Тогда его заключили въ темницу, затѣмъ подвергли жестокимъ истязаніямъ и заточили на островѣ Самоѳракіи. Преподобный не перенесъ мученій и черезъ двадцать три дня по прибытіи на островъ скончался (въ 818 году).

II. Узнавъ краткое жизнеописаніе преп. отца нашего Ѳеофана, обратимъ вниманіе на его непреодолимую любовь къ иноческой жизни, которая заставила его презрѣть всѣ блага и удовольствія міра и искать столь тягостнаго для многихъ уединенія.

а) Какая же тайная сила влекла подобныхъ людей изъ міра, и заставляла ихъ, оставя все въ немъ пріятное, скитаться по пустынямъ въ лишеніи, въ скорбяхъ, въ озлобленіи? Узнаемъ сію тайну отъ апостола, который изобразилъ сихъ непостижимыхъ для міра людей. Сія тайна есть вѣра. Вѣрою, говоритъ онъ, побѣдиша царствія, содѣяша правду, — и далѣе: проидоша въ милотехъ,въ пустыняхъ скитающеся; и заключаетъ: вси сіи послушествовани вѣрою (Евр. XI, 33-39). Вѣра представила имъ, что они странніи и пришельцы суть на земли (13), мысль, которую знаютъ и невѣрующіе, но и слыша пропускаютъ мимо ушей, или, лучше сказать, мимо сердца, и потому, хотя ежедневно видятъ подобныхъ себѣ умирающихъ, однако живутъ въ такой безпечности о будущемъ, съ такою привязанностію къ земному, какъ бы имъ жить здѣсь вѣчно! — Вѣра вдохнула вѣрнымъ своимъ послѣдователямъ глубокое чувство тлѣнности міра и краткости жизни, а въ слѣдствіе сего и пламенное желаніе отечества небеснаго; научила ихъ невидимому Богу предстоять, какъ бы видя Его (27), взирать на Начальника вѣры и совершителя Іисуса, Иже вмѣсто предлежащія Ему радости претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ, одесную же престола Божія сѣде (XII, 2); указала имъ на мздовоздаяніе (XI, 26), и для нихъ уготованное. При сихъ несродныхъ міру чувствованіяхъ, при сихъ высокихъ видахъ, красоты міра для нихъ померкли, сладости чувственныя преогорчились, земныя сокровища превратились въ уметы, міръ явился для нихъ пустынею, а пустыня раемъ, — и они побѣжали отъ міра, гдѣ сообщество съ мірскими человѣками, и тварь, суетою и злоупотребленіемъ искаженная, непрестанно разсѣвали ихъ мысль, порабощали желанія, возмущали душу и совѣсть. Побѣжали въ пустыню, гдѣ чѣмъ болѣе устранялись отъ тварей, тѣмъ ближе могли ощущать Бога; отреклись отъ земного брака, дабы вмѣсто того, тѣмъ свободнѣе, уготовлять себя къ единому небесному браку Агнца (Апок. XIX, 7); облеклись мрачною одеждою, дабы желаніе украшенія не имѣло иного предмета, какъ виссонъ оправданія святыхъ (8); осудили себя на гладъ и жажду, дабы чувственное насыщеніе не притупило глада и вкуса къ духовной вечери (9) царствія Божія.

б) Но, братіе, когда мы, послѣдуя апостолу, говоримъ о пустынножителяхъ, что вѣра увлекла ихъ изъ міра: не подумайте, будто вамъ, оставшимся въ мірѣ, мы уже не оставляемъ вѣры и надежды спасенія. Нѣтъ! Вѣра естъ побѣда побѣдившая, и побѣждающая міръ (1 Іоан. V, 4, 5). Можно и жить въ мірѣ, но не быть отъ міра (Іоан. XV, 19). Не всѣмъ заповѣдалъ Іисусъ Христосъ то, что совѣтовалъ нѣкоему юношѣ: аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ, и имѣти имаши сокровище на небеси, и гряди въ слѣдъ Мене (Мѳ. XIX, 21), то есть, для послѣдованія Христу не только оставь беззаконія и страсти міра, но и всякій съ живущими въ мірѣ союзъ расторгни. Напротивъ того всѣмъ проповѣдывалъ Онъ покаяніе, вѣру въ евангеліе и надежду царствія небеснаго. Онъ Самъ жилъ и въ мірѣ и въ пустынѣ: училъ въ мірѣ, а для молитвы удалялся въ пустыню.

III. Какъ никого не спасаетъ одно внѣшнее пребываніе въ пустынѣ: такъ и не погубляетъ никого внѣшнее жительство въ мірѣ. Не любите міра, ни яже въ мірѣ (1 Іоан. II, 15). Содѣлайте сердце ваше пустынею, въ коей бы не было ни богатствъ, ни красотъ міра, ни нечистыхъ плотскихъ желаній, ни страстныхъ помышленій. Вотъ и для пустынножителей, и для живущихъ въ мірѣ, общая священная пустыня, въ которую приходитъ, и въ которой творит обитель (Іоан. XIV, 23) Себѣ возлюбленный Господь нашъ Іисусъ Христосъ, со Единосущнымъ Своимъ Отцемъ и Святымъ Духомъ, къ истинному блаженству нашему, во славу имени Своего Трисвятаго. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и Рѣч.» Филарета, митроп. моск. т. II, изд. 1874 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 183-185.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0