Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Двѣнадцатый день.

Поуч. 1-е. Св. Григорій Двоесловъ, папа Римскій.

(При какихъ условіяхъ милостыня не бываетъ угодна Богу?).

О его милосердіи передается слѣдующій разсказъ: подвизаясь въ обители св. Андрея, св. Григорій отдалъ шесть золотыхъ монетъ одному человѣку, который, спустя нѣкоторое время, подвергшись страшной бурѣ на морѣ, лишился всего своего богатства и снова пришелъ къ Григорію просить помощи. Григорій, не имѣя съ собою денегъ, отдалъ ему серебряное блюдо. Впослѣдствіи, уже занимая папскій престолъ, св. Григорій велѣлъ однажды приготовить у себя обѣдъ для двѣнадцати бѣдныхъ странниковъ. Но во время трапезы онъ, къ крайнему своему удивленію, замѣтилъ, что за столомъ сидятъ не двѣнадцать а тринадцать человѣкъ. Послѣ обѣда св. Григорій, отпустивъ всѣхъ, подошелъ къ тому, котораго онъ прежде видѣлъ, чтобы спросить его имя. Оказалось, что это былъ ангелъ хранитель его, который, нѣкогда явившись ему въ образѣ нищаго, испытывалъ его милосердіе и, съ тѣхъ поръ, находился при немъ неотлучно, охраняя его жизнь. Св. Григорій палъ на колѣни и благодарилъ Бога.

II. Св. Григорій Двоесловъ подаетъ намъ, братіе, урокъ быть милосердыми къ нашимъ ближнимъ.

Нужды нашихъ ближнихъ бываютъ двоякаго рода: тѣлесныя и духовныя. Кто по чувству состраданія, помогаетъ ближнимъ въ ихъ нуждахъ, тѣмъ дѣлаетъ дѣла милосердія, и именно: тѣлесныя, ежели дѣла милосердія относятся къ тѣлу ближняго, или духовныя, ежели дѣла милосердія относятся къ душѣ ближняго.

Главнѣйшія изъ тѣлесныхъ дѣлъ милосердія исчислилъ Самъ І. Христосъ, когда сказалъ; взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: страненъ бѣхъ, и введосте Мене: нагъ, и одѣясте Мя: боленъ и посѣтисте Мене: въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Мѳ. 25, 35-36).

Но когда вразумляемъ погрѣшающаго, научаемъ невѣдущаго, особливо въ нужномъ для спасенія души, даемъ добрый совѣтъ сомнѣвающемуся, утѣшаемъ скорбящаго, отчаявающагося, и т. п., тогда дѣлаемъ дѣла милосердія духовныя. И тѣ и другія дѣла милосердія составляютъ для насъ весьма важную обязанность.

Помогать ближнимъ въ ихъ нуждахъ составляетъ весьма важную нашу обязанность. Господь говоритъ: будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36). Будите вси милостиви, братолюбцы, милосердни, благоутробни, говоритъ апостолъ Петръ (1 Петр. 3, 8). Страннолюбія не забывайте, поминайте юзники, аки съ ними связани; благотворенія и общенія не забывайте, говоритъ апостолъ Павелъ (Евр. XIII, 1, 2, 16).

Чтобъ мы съ большимъ усердіемъ, съ большею любовію помогали ближнимъ въ ихъ нуждахъ, Господь побуждаетъ насъ къ сему такъ сильно, что большее побужденіе для насъ, существъ свободныхъ, невозможно. Именно, Господъ объявилъ, что пособія, оказываемыя нами нуждающимся братіямъ, Онъ признаетъ за оказанныя Ему Самому, а также нашъ отказъ въ помощи нашимъ ближнимъ Онъ признаетъ за отказъ, сдѣланный Ему Самому, а потому таковымъ Онъ скажетъ: понеже не сотвористе единому сихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотвористе. Идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный. (Мѳ. 25, 41, 45).

Впрочемъ не всякая, оказываемая нуждающимся ближнимъ, помощь богоугодна. Чтобы оказываемая ближнимъ помощъ была богоугодна, она непремѣнно должна быть дѣлаема изъ любви къ Богу и къ ближнему. Ибо собственно только двѣ заповѣди, какъ сказалъ Господь: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и пр. и: возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе (Марк. 12, 30, 31), такъ что въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (Матѳ. 22, 40).

а) Кто подаетъ бѣдному милостыню для того, чтобы прослыть щедрымъ, чтобы его хвалили и уважали, — того милостыня не достойна своего имени, и у Господа Бога не значитъ ничего, потому что такой благотворитель благотворитъ не изъ любви къ Богу и ближнему, а изъ славолюбія и честолюбія. Онъ уже здѣсь получаетъ свою награду, и посему лишается небесной.

б) Кто прилежно ходитъ за какимъ-либо больнымъ для того, чтобы по его духовной получить наслѣдство, — того хожденіе за больнымъ, какъ основанное не на любви, не достойно имени христ. помощи, и у Господа Бога не имѣетъ никакой заслуги.

в) Кто помогаетъ бѣдному съ тѣмъ, чтобъ расположить его къ какой-либо взаимной услугѣ, особенно къ исполненію какого либо своего преступнаго желанія, намѣренія, предпріятія, — того дѣло отнюдь не есть дѣло любви къ ближнему, а любви только къ себѣ самому, и не только не достойно награды у Бога, но и, ежели не загладится покаяніемъ, будетъ отъ Бога наказано.

г) Кто подаетъ нуждающемуся рубль, чтобы въ настоящей же жизни получить отъ Господа Бога тысячу, или какія-либо важныя земныя выгоды, — того милостыня не достойна своего имени, и не значитъ у Господа Бога ничего. Ибо кто такъ помогаетъ нуждающемуся, тотъ помогаетъ не изъ любви къ Богу и ближнему, а изъ корыстолюбія: тому нечего ждать отъ Господа Бога.

д) Кто доставляетъ нуждающемуся какую-нибудь вещественную помощь, и то, что доставляетъ, беретъ безъ дозволенія, тайно, у другихъ, напримѣръ: когда дѣти берутъ у своихъ родителей, слуги — у Господь, подчиненные — у начальника, — то такая помощь не есть милостыня, а кража, и слѣдовательно не добродѣтель, а грѣхъ, хотя многіе, къ сожалѣнію, этого не понимаютъ.

е) Кто кражею или какимъ-либо инымъ неправеднымъ образомъ присвоилъ себѣ болѣе или менѣе значительное чужое имущество, и думаетъ, что, ежели онъ изъ того имущества подастъ нѣчто нуждающимся, то избавится отъ обязанности возвратить чужое имущество, кому оно принадлежитъ, — тотъ дѣлаетъ не милостыню, а грѣхъ. Самая первая обязанность таковыхъ людей состоитъ въ томъ, чтобы съ избыткомъ возвратить неправедно пріобрѣтенное чужое имущество своему владѣльцу. Мытарь Закхей, правильно чувствовавшій обязанность касательно владѣемаго имъ чужого имущества, при своемъ раскаяніи, сказалъ Господу: се полъ имѣнія моего даю нищимъ, и аще кого чимъ обидѣхъ, возвращу четверицею.

ж) Кто оказываетъ нуждающемуся помощь, тотъ не долженъ оказывать ее только изъ приличія, неохотно, съ прискорбіемъ, или еще съ досадою, дабы, напримѣръ, только отвязаться отъ неотступнаго просителя. Кто такъ оказываетъ помощь, того помощь очевидно, не есть дѣло христ. любви къ ближнему; и безъ сомнѣнія непріятна, Богу потому что доброхотна дателя любитъ Богъ (2 Кор. 9, 7).

III. Итакъ, всѣ оказывайте помощь нуждающимся, какую кто можетъ; но оказывайте, какъ должно; оказывайте; не ища людской славы, собственныхъ выгодъ, или чего-либо подобнаго; оказывайте охотно, оказывайте изъ любви къ Богу и ближнему. Всякій старайся сѣять о благословеніи (обильно), чтобы о благословеніи (обильно) пожать въ жизни будущей (2 Кор. 9, 6). Души, которымъ Господь на страшномъ судѣ скажетъ: пріидите благословеніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра, (Мѳ. 25, 34), на вѣки будутъ упоены невыразимымъ блаженствомъ. Аминь. (Сост. по кн. «Слова и бесѣды на всѣ воскр. и праздн. дни» Григорія, архіеп. казан. и свіяж., т. 1, стр. 207- 214).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 181-183.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0