Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Одиннадцатый день.

Поуч. 2-е. Свт. Евѳимій Новгородскій.

(О продолжительныхъ молитвахъ).

Среди пастырскихъ заботъ святой Евѳимій не оставлялъ и иноческихъ подвиговъ. За часъ до утрени онъ вставалъ на молитву, прежде всѣхъ приходилъ на церковную службу. Иногда всю ночь проводитъ от безъ сна въ молитвѣ. Всю первую недѣлю великаго поста Евѳимій проводилъ въ молитвѣ, не вкушая пищи, въ прочія же недѣли поста вкушалъ однажды въ день, и только въ субботу и воскресенье по два раза въ день.

Святой Евфимій скончался 11 марта 1458 года въ преклонныхъ лѣтахъ, послѣ недолгой болѣзни. Мощи святителя, чрезъ шестнадцатъ дней по кончинѣ его открытыя нетлѣнными, вскорѣ сдѣлались источникомъ многихъ чудотвореній; черезъ возложеніе схимы святого Евѳимія многіе больные получали исцѣленіе.

II. Непрестанно молитесь (1 Сол. V, 17), заповѣдуетъ намъ св. ап. Павелъ. Этимъ путемъ къ духовному совершенству шли всѣ святые, и въ числѣ ихъ препод. Евѳимій, какъ мы слышали изъ житія его, цѣлыя ночи проводившій въ молитвѣ.

Для чего же нужна продолжительность молитвы? Для чего повторительно и усиленно должны быть возсылаемы къ Богу желанія наши?

а) Конечно не для Него Самого. Вѣсть бо Отецъ нашъ небесный и прежде прошеній нашихъ, чего требуемъ мы (Матѳ. 6, 32). Апостолъ Павелъ внушаетъ намъ: да приступаемъ во святилище съ искреннимъ сердцемъ, во извѣщеніи вѣры (Евр. 10, 22). Какая же молитва лучше можетъ доказать полноту нашей сердечной вѣры, — та ли, начало которой близко сходится съ концомъ, или та, которая простирается на многіе дни, мѣсяцы и годы?

б) Продолжительность молитвы помогаетъ и чистотѣ жизни. Кто усердно молится, тотъ грѣха боится, какъ бы онъ не повредилъ успѣху сего святого занятія. Ибо вѣмы, яко грѣшники Богъ не послушаетъ (Іоан. 9, 31). Очи Его на праведныя, и уши Его въ молитву ихъ (Псал. 33, 16). По опыту святыхъ отцевъ, молитва труднѣе всѣхъ добродѣтелей. Ничего тяжелаго не почувствуетъ тотъ, кто и не знаетъ, что такое бесѣдовать съ Богомъ, кто въ церковь заходитъ, чтобы только посмотрѣть, торжественно ли идетъ служба, и нѣтъ ли тутъ его знакомыхъ. Когда апостолъ въ молитвѣ терпѣть велитъ, значитъ въ ней есть трудность, для которой нужно запастись терпѣніемъ. Трудность эта состоитъ въ напряженномъ устремленіи ума къ предметамъ духовнымъ, въ обузданіи грѣховной природы, отъ нихъ отврашающейся, въ отгнаніи унынія, когда не исполняется, чего просимъ. Въ продолженіи сихъ и подобныхъ затрудненій заключается подвигъ; а подвигъ необходимъ, ибо безъ борьбы и побѣды не можетъ быть и награды.

в) То высоко цѣнится, что съ трудомъ достигается. Обыкновенны въ глазахъ нашихъ тѣ блага, которыя безъ нашихъ прошеній даются намъ отъ Бога. Верхъ блаженства для души вѣрующей въ томъ, чего она достигаетъ послѣ молитвы пламенной, продолжительной и трудной.

Однако, скажутъ, сколько молитвъ остается неуслышанными и вовсе напрасными! Это сѣтованіе похоже на то, какъ если бы кто поставилъ Господу въ укоризну, почему на свѣтѣ больше злыхъ, нежели добрыхъ, и больше грѣшныхъ, нежели святыхъ. Если мало видимъ опытовъ счастливой молитвы, то вспомнимъ, много ли молимся? Кто станетъ нынѣ много лѣтъ молить Бога объ одномъ и томъ же? Позаботимся со дня на день болѣе бодрствовать въ этомъ духовномъ занятіи; научимся судьбу моленій нашихъ съ благодарнымъ сердцемъ предавать Божію о насъ промышленію. Если отецъ не все то даетъ дѣтямъ, чего они просятъ: слѣдуетъ ли отсюда, что онъ мало ихъ любитъ? Многіе, какъ объясняетъ апостолъ Іаковъ, не получаютъ отъ Бога потому, что не на добро просятъ, а для того, чтобы просимое употребить по своимъ вожделѣніямъ (4, 3).

И сколько каждый изъ своей жизни могъ бы указать случаевъ, когда желанія его исполнялись, а добра изъ того не выходило! Не лучше ли утвердитъся въ мысли, что когда они не исполняются, Господь отводитъ насъ отъ грѣха. Пристрастіе, прихотливость, упорство несовмѣстны съ молитвой покорной и терпѣливой. Троекратно молился Спаситель, да мимо идетъ отъ Него чаша страданій; но каждый разъ взывалъ къ Отцу Своему: обаче не якоже Азъ хощу, но якоже Ты (Матѳ. 26, 39-44). Святый Василій Великій совѣтуетъ: «Проси себѣ того, что достойно Бога. Хотя пройдетъ и мѣсяцъ, и годъ, и трехлѣтіе, и большее число лѣтъ, не отступай, но проси съ вѣрою, непрестанно дѣлая доброе, и получишь, если сіе угодно Богу, ибо Онъ лучше тебя знаетъ, что полезно тебѣ». (Твор. Вас. Вел. Ч. Ѵ, стр. 384. 388).

III. Итакъ о чемъ бы мы ни просили Бога, будемъ покрывать нашу молитву симъ свидѣтельствомъ нашей преданности Его промыслу: «Господи! Ты знаешь, что для меня полезно. Да будетъ воля Твоя». Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и Рѣч.» Сергія, архіеп. херсонск. и одесск., т. II, изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 179-181.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0