Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Одиннадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. Софроній, патріархъ Іерусалимскій.

(Необходимостъ попеченія о своей душѣ, которая безцѣнна).

Святые Софроній и Іоаннъ Мосхъ, удалившись изъ Іерусалима, предприняли далекое странствованіе по монастырямъ, посѣтили пустынниковъ палестинскихъ, сирскихъ и египетскихъ, вездѣ бесѣдовали съ св. мужами, и все, что видѣли и слышали поучительнаго, записывали въ книгу, и такимъ образомъ составилась весьма назидательная книга подъ заглавіемъ: Лимонарь или Лугъ духовный.

Софроній, сдѣлавшись монахомъ, еще больше приложилъ трудовъ въ заботахъ о спасеніи себя и другихъ. Пребывая въ г. Александріи, онъ описалъ чудеса св. мучениковъ Кира и Іоанна въ благодарность за исцѣленіе очей своихъ отъ мощей ихъ. Послѣ этого онъ опять переселился въ Іерусалимъ и былъ свидѣтелемъ возвращенія сюда изъ плѣна древа честнаго креста вмѣстѣ съ патріархомъ. Спустя немного времени, за свою мудрость и строгое благочестіе самъ Софроній былъ избранъ въ патріархи іерусалимскіе. Любимымъ его занятіемъ было составленіе поученій и пѣсней церковныхъ, а также житій святыхъ. Такъ онъ описалъ жизнь преподобной Маріи египетской. А изъ пѣсней церковныхъ имъ составлена замѣчательная пѣснь въ честь І. Христа: Свѣте тихій, поемая за вечерней и за всенощной.

II. Св. Софроній, всю жизнь заботившійся о своемъ духовномъ просвѣщеніи, о пріобрѣтеніи познаній, о назиданіи себя и ближнихъ примѣромъ благочестія, служитъ для насъ, братія, образцомъ самаго живаго попеченія о своей душѣ.

Между христіанами нынѣшняго времени весьма многіе нерадятъ о своей душѣ и ея истинныхъ нуждахъ и пользахъ. Въ наше время весьма многіе заботятся о своемъ тѣлѣ и о своихъ тѣлесныхъ нуждахъ и пользахъ несравненно больше, нежели о своей душѣ; тѣло до пресыщенія упитываютъ всякою изысканною пищею; а о душѣ, требующей также умственной пищи — чтенія слова Божія, чтенія духовныхъ книгъ, душеполезныхъ бесѣдъ, добрыхъ настроеній и чувствованій, умственнаго просвѣщенія, тѣснѣйшаго союза со Христомъ, Спасителемъ нашимъ, въ таинствѣ причащенія, нерадятъ и не заботятся. Конечно, намъ должно заботиться и о тѣлѣ: о тѣлесной пищѣ, объ одеждѣ, о жилищѣ и о другихъ житейскихъ потребностяхъ; но эта заботливость у весьма многихъ, къ величайшему сожалѣнію, слишкомъ неумѣренна, весьма безпорядочна, и составляетъ почти единственное ихъ дѣло.

Братія! Наше тѣло, по недостатку въ своихъ необходимыхъ потребностяхъ, которыя, благодареніе Господу Богу, весьма не велики и удовлетворяются очень легко, можетъ ослабѣть, заболѣть, умереть, но воскреснетъ; и ежели оживляющая его душа чиста, воскреснетъ въ лучшей крѣпости, силѣ и красотѣ. Когда же заболѣваетъ и умираетъ отъ грѣховъ душа, то она погибаетъ для блаженной жизни уже навсегда, и воскреснетъ только для ужаснѣйшихъ мукъ.

Намъ должно всемѣрно пещись о нашей душѣ.

а) Это потому, что наша душа безцѣнна. Послѣ ангеловъ, архангеловъ, херувимовъ и серафимовъ, окружающихъ престолъ Божій и вѣчно блаженныхъ, наша душа есть важнѣйшая изъ всѣхъ созданій Божіихъ: она, по своей природѣ, есть образъ Божій. Хотя въ нынѣшнемъ нашемъ состояніи, въ состояніи паденія, наша душа уже не то, чѣмъ она была создана; но не смотря на это, мы не можемъ сомнѣваться въ величіи ея природы, потому что слово Божіе ясно намъ говоритъ: и сотвори Богъ человѣка, по образу Божію сотвори его (Быт. 1, 27).

б) Наша душа безцѣнна! Она есть храмъ Всесвятаго Духа. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ, говоритъ св. апостолъ (1 Кор. 3, 16). Но ежели наша душа такъ величественна, ежели она должна быть храмомъ Всесвятаго Духа: то не должно ли намъ употреблять все попеченіе, всѣ усилія, всю ревность, чтобы очищать это прекрасное созданіе, ежели оно у насъ не чисто, отъ всѣхъ нечистотъ, и сохранять его во всевозможной чистотѣ и безпорочности.

в) Наша душа драгоцѣнна! I. Христосъ нѣкогда положилъ человѣческую душу на вѣсы противъ всего видимаго нами міра со всѣми его безчисленными созданіями, красотами, сокровищами и огромностью, и нашелъ, что весь міръ не можетъ вознаградить собою человѣку потери души его; кая польза человѣку, сказалъ Онъ, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ (т.-е. погубитъ)? (Мѳ. 16, 26).

г) Наша душа безцѣнна! Сынъ Божій, дабы спасти нашу душу отъ вѣчной погибели, которой она подвергалась за грѣхи, Самъ сшелъ съ неба, родился въ бѣдности, жилъ на землѣ, трудился, проливалъ потъ, боролся съ житейскими тягостями, былъ гонимъ, поруганъ, біенъ, распятъ и умеръ въ жесточайшихъ мукахъ. Но если Самъ Сынъ Божій и Богъ рѣшился искупить наши души такъ непостижимо — дорого, то не должны ли мы со всею заботливостью и со всею ревностью стараться спасать свою душу для самихъ себя?

д) Наша душа неоцѣненна! Она для того создана такъ прекрасною, для того искуплена такъ дорого, для того осыпана Божіими милостями такъ богато, чтобы, по краткомъ времени упражненія и испытанія на землѣ, наслѣдовала вѣчное царство Божіе. Самый Духъ, какъ говоритъ апостолъ, спослушествуетъ духови нашему, яко есмы чадо Божія. Аще же чада, и наслѣдницы (Рим. 8, 16), наслѣдники вѣчнаго царствія (Іак. 2, 5). Теперь разсудите, какое вниманіе, какую заботливость употребляютъ, чтобы сохранить наслѣдника какого-либо земного престола! Всѣ готовы жертвовать жизнію для его сохраненія, ежели онъ какъ-нибудь подвергается опасности, и для утвержденія за нимъ права на земное царство, ежели оно у него оспаривается. Менѣе ли намъ должно употреблять вниманія и заботливости, чтобы спасти свою душу, назначенную къ наслѣдію царства вѣчнаго?

е) Наша душа безцѣнна! Какими прекрасными она снабжена дарованіями! Ея разумъ — какая высокая способность! Какое множество познаній она можетъ пріобрѣсти имъ! Если свобода — какая великая способность! Чего она не можетъ достигнуть ею! Снабженная сими способностями она познаетъ своего Бога, познаетъ своего Искупителя, познаетъ свое назначеніе — быть святою и блаженною, познаетъ всѣ свои обязанности, стоитъ противъ искушеній міра и ада, преодолѣваетъ всѣ препятствія, какъ бы они ни казались непреодолимыми, и совершаетъ дѣла, служащія предметомъ всеобщей похвалы или всеобщаго удивленія.

III. Но ежели наша душа такъ безцѣнна въ очахъ Божіихъ, и такъ безцѣнна должна быть въ глазахъ нашихъ собственныхъ, то не безразсудно ли весьма многіе изъ насъ поступаютъ, когда они болѣе стараются о своемъ тѣлѣ, чѣмъ о своей душѣ!

Если наша душа такъ безцѣнна: то какъ безразсудно многіе изъ насъ поступаютъ, когда продаютъ свою душу за какія-нибудь пріятныя или полезныя нашему тѣлу мірскія ничтожныя вещи! Безразсудно поступилъ Исавъ, когда онъ промѣнялъ важное право первородства своему брату на кушанье; но многіе изъ насъ поступаютъ несравненно безразсуднѣе, когда продаютъ свое право быть чадами Божіими за вещи земныя, всегда тлѣнныя и ничтожныя!

Ежели наша душа такъ безцѣнна, то какъ гнусно поступаютъ люди, которые вводятъ душу своихъ братій въ развращеніе.

О всякомъ соблазнителѣ Господь говоритъ: уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Мѳ. 18, 6).

Если наша душа такъ безцѣнна и такъ превосходитъ тѣло и все вещественное: то какъ безумно многіе лишаютъ ее живой пищи — духовнаго свѣта, т.-е. умственнаго и религіозно-нравственнаго просвѣщенія и жизни въ союзѣ съ Богомъ!

Итакъ, употребляйте, возлюбленные братія, по примѣру святителя Софронія, все ваше попеченіе о спасеніи человѣческой души! (Сост. по Ч. М. и «Слов. и рѣчамъ» Григорія, митроп. спб. и новгородск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 177-179.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0