Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Десятый день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Кодратъ.

(Лѣчиться не грѣхъ).

II. Изъ краткой жизни этого св. мученика вы видѣли, братія, что онъ, находясь долго въ пустынѣ и узнавъ цѣлебныя средства многихъ растеній, оказывалъ при помощи Божіей, врачебную помощь людямъ. Это учитъ насъ той истинѣ, что лѣчиться не грѣхъ, вопреки предразсудку нѣкоторыхъ, которые считаютъ лѣченіе отъ болѣзней грѣхомъ.

а) Еще древній ветхозавѣтный мудрецъ говорилъ: «почитай врача честью по надобности въ немъ, ибо Господь создалъ его, и отъ Вышняго — врачеваніе, и отъ царя получаетъ онъ даръ. Знаніе врача возвыситъ его, и между вельможами онъ будетъ въ почетѣ. Господь создалъ изъ земли врачевства, и благоразумный человѣкъ не будетъ пренебрегать ими. Ими онъ врачуетъ человѣка и уничтожаетъ болѣзнь его. Приготовляющій лѣкарства дѣлаетъ изъ нихъ смѣсь, и черезъ него бываетъ благо на землѣ. Сынъ мой! Въ болѣзни твой не будь небреженъ, но молись Господу... и дай мѣсто врачу, ибо и его создалъ Господь, и да не удаляется онъ отъ тебя, ибо онъ нуженъ. Въ иное время и въ ихъ рукахъ бываетъ успѣхъ; ибо и они молятся Господу, чтобы Онъ послалъ имъ подать больному облегченіе и исцѣленіе къ продолженію жизни» (Сир. 38, 1-14). Таковъ совѣтъ многоопытнаго мужа, владѣвшаго духовною прозорливостію. Можно ли не согласиться съ этимъ совѣтомъ, можно ли отвергать пользу, приносимую врачебною наукою и ея служителями?

б) Соображенія здраваго разума говорятъ за ту же пользу. Въ настоящее время только самые темные люди относятся съ предубѣжденіемъ и недовѣріемъ къ врачамъ; только самые упорные въ своихъ наслѣдственныхъ заблужденіяхъ не довѣряютъ врачамъ и не хотятъ пользоваться предохранительными отъ болѣзни средствами. Въ самомъ дѣлѣ, врачи, нарочито изучавшіе врачебныя науки и имѣвшіе многочисленные случаи лѣченія всякихъ недуговъ, лучше, чѣмъ кто-либо, могутъ оказать помощь заболѣвшему. Имъ извѣстенъ и родъ болѣзни и средства, ее облегчающія. Совершенно неправильно поэтому поступаютъ тѣ люди, которые, держась мнѣнія: чему быть — того не миновать, не хотятъ употреблять предписываемыя свѣдущими людьми предосторожности отъ губительныхъ болѣзней. Нѣтъ, здоровье — это первое наше благо на землѣ, и мы должны пользоваться имъ разумно и осторожно, должны заботиться о сохраненіи его сами, не разсчитывая всякій разъ на чудесную помощь Божію, которой мы по грѣхамъ своимъ быть можетъ и недостойны. Это было бы признакомъ духовной гордости, сколько грѣховной, столько же и гибельной.

в) Подобнымъ образомъ учатъ и свв. отцы церкви.

«Такъ какъ всѣмъ возмущаемое тѣло наше, пишетъ св. Василій Великій, подвержено многоразличнымъ поврежденіямъ: и совнѣ приключающимся, и зараждаемымъ внутри принятою пищею, и излишествами и недостатками ея: то распоряжающійся всею нашею жизнію Богъ дозволилъ намъ врачебное искусство, которое, въ образецъ душевнаго врачеванія, имѣетъ цѣлію избавлять отъ излишняго и восполнять недостаточное, ибо не сами собой прозябли травы, состоящія въ свойствѣ съ каждою изъ немощей, но, очевидно, по волѣ Создавшаго произведены съ цѣлію служить къ нашей полъзѣ. Поэтому свойства, заключающіяся въ корняхъ, въ цвѣтахъ, въ листьяхъ, въ плодахъ и въ сокахъ, и что въ металлахъ и въ морѣ открыто годнаго къ пользованію плоти, все это подобно изобрѣтенію принимаемаго въ пищу и питіе. Скотское было бы несмысліе ожидать себѣ здоровья единственно отъ рукъ врача. Но и то будетъ упорствомъ, если во всякомъ случаѣ избѣгать пользованія врачебнымъ искусствомъ. Напротивъ того, пріемля дары отъ Бога, Который съ благостію и премудростію устрояетъ жизнь нашу, будемъ просить у Него сперва познанія тѣхъ причинъ, по которымъ поражаетъ Онъ насъ, а потомъ избавленія отъ скорбей. И дарованную намъ благодать исцѣленія пріимемъ съ благодарностію». (Васил. Вел. Прав. простр. излож. Отв. на вопросъ 55-й).

г) Приведемъ и примѣръ изъ церк. исторіи, показывающій, что лѣчиться не грѣхъ. Преподобный Македоній, сдѣлавшись боленъ, дозволилъ себѣ нѣсколько умѣрить свое воздержаніе и въ оправданіе свое разсуждалъ такъ предъ одной благочестивой женой, отказывавшейся принимать врачебныя средства: «если я умру, я долженъ буду отдать праведному Судіи отвѣтъ за свою смерть, какъ человѣкъ, который избѣжалъ подвиговъ и уклонился отъ трудовъ служенія, — какъ человѣкъ, которому можно было малою пищею предупредить смерть и остаться въ живыхъ, чтобы трудиться и собирать отъ трудовъ богатство, но который предпочелъ голодную смерть любомудрственной жизни. Устрашенный этимъ, желая успокоить укоризны совѣсти, я и приказалъ принесть хлѣбъ и, когда его принесли, употребилъ. И тебя прошу, чтобы ты мнѣ болѣе уже не доставляла ячменя, но — хлѣбъ». (См. «Ист. боголюб.» блаж. Ѳеодорита, еп. кирр., стр. 131).

III. И такъ въ случаѣ болѣзни будемъ прибѣгать къ врачебной помощи, напередъ обратившись къ Богу и св. церкви за небеснымъ благословеніемъ и за врачеваніемъ души отъ грѣховъ, отъ которыхъ весьма часто зависятъ и самыя болѣзни. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 174-176.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0