Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Восьмой день.

Преподобный Ѳеофилактъ Исповѣдникъ, епископъ Никомидійскій.

(О служеніи больнымъ).

Ересь иконоборческая, утихшая послѣ собора, возникла вновь при царѣ Львѣ армянинѣ. Достойный епископъ Ѳеофилактъ и другіе епископы напрасно увѣщевали царя, стараясь отклонить его отъ ереси: онъ всѣхъ ихъ сослалъ въ заточеніе. Св. Ѳеофилактъ томился тридцать лѣтъ въ изгнаніи, претерпѣвая лишенія и страданія, и почилъ въ глубокой старости около 845 года.

II. Примѣръ преподобнаго отца нашего Ѳеофилакта, служившаго больнымъ и устраивавшаго больницы, да возбудитъ и у насъ желаніе служить по мѣрѣ нашихъ силъ и умѣнья нашимъ больнымъ и облегчать ихъ страданія.

а) Возлюби ближняго твоего, какъ самого себя (Матѳ. XXII, 39), говоритъ Спаситель. Но какъ мы поступаемъ, если у насъ заболитъ какой-либо членъ тѣла? Мы спѣшимъ сдѣлать все, что служитъ къ облегченію и прекращенію болѣзни: обращаемся за помощію къ врачамъ и лѣкарствамъ, стараемся всячески оградить больной членъ, чтобы ничто не тревожило его. Такъ должны дѣйствовать и по отношенію къ ближнему больному, — пригласимъ и къ нему немедленно врача духовнаго и тѣлеснаго, позаботимся объ очищеніи его души таинствами покаянія, причащенія и елеосвященія (Іак. Ѵ, 14-16), предложимъ ему и лѣкарственныя пособія (Сир. ХХХѴІII, 4, 12). Милосердый самарянинъ, выставленный намъ Спасителемъ въ образецъ состраданія къ больнымъ, не только самъ перевязалъ раны у избитаго разбойниками, возливая на нихъ масло и вино, но и далъ два динарія содержателю гостиницы, прося его позаботиться объ израненномъ. Устранимъ отъ больного все, могущее нарушить покой его. Словомъ, во всемъ поступимъ съ людьми такъ, какъ хотимъ, чтобы они поступали съ нами (Матѳ. 7, 12).

б) Мы, страдая болѣзнію, желаемъ, чтобы окружающіе насъ были всегда готовы къ нашимъ услугамъ. Подобнымъ образомъ будемъ вести себя и по отношенію къ больному собрату. Праведные люди такъ и обращались съ больными. Преподоб. Агаѳонъ, однажды идя въ городъ для продажи небольшихъ сосудовъ, находитъ на дорогѣ прокаженнаго. Прокаженный спрашиваетъ его: «куда идешь»? Преподобн. Агаѳонъ отвѣчалъ ему: «въ городъ продавать сосуды». Прокаженный сказалъ ему: «сдѣлай милость, снеси и меня туда». Старецъ поднялъ его и принесъ въ городъ. Больной сказалъ: «положи меня тамъ, гдѣ ты будешь продавать сосуды». Старецъ сдѣлалъ такъ, Когда онъ продалъ одинъ сосудъ, прокаженный спросилъ его: «за сколько продалъ ты»? — За столько-то, отвѣчалъ старецъ. Больной сказалъ: «купи мнѣ пирогъ.» Старецъ купилъ. Потомъ продалъ другой сосудъ. Больной опять спросилъ: «этотъ за сколько?» — За столько-то, отвѣчалъ Агаѳонъ. Больной сказалъ: «купи мнѣ такой же пирогъ». Преп. Агаѳонъ купилъ. Наконецъ, когда старецъ продалъ всѣ сосуды и хотѣлъ итти назадъ, прокаженный спросилъ его: ты идешь? — Да, — отвѣчалъ старецъ. Больной сказалъ ему: «сдѣлай милость, отнеси опять меня туда, гдѣ взялъ». Старецъ взялъ его и отнесъ на прежнее мѣсто его.

Вотъ и другой примѣръ любвеобильнаго обращенія съ больными. Св. Макарій, придя нѣкогда къ одному отшельнику и найдя его больнымъ, спросилъ: «не хочетъ ли онъ съѣсть чего-либо»? Больной отвѣчалъ: — хочу пастилы. Мужественный старецъ не полѣнился сходить въ Александрію за много верстъ, чтобы достать больному желаемое. Вотъ съ какимъ самоотверженіемъ и любовію праведники старались угодить и успокоить больныхъ!

в) Уходъ радушный за больными считается наилучшимъ богоугожденіемъ. Служеніе больнымъ Спаситель прямо относитъ къ Себѣ. Праведники вопросятъ всемірнаго Судію: Господи, когда мы видѣли Тебя больнымъ и послужили Тебѣ, — и Царь небесный скажетъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: поелику вы сдѣлали сіе одному изъ сихъ братьевъ Моихъ, то сдѣлали Мнѣ.

III. Итакъ, братіе, ходите за больными со всѣмъ усердіемъ, не отказывая имъ въ ихъ просьбахъ, стараясь успокоить ихъ, а не раздражать, располагая ихъ не къ ропоту, а къ благодушному терпѣнію. Такой нашъ уходъ за больными будетъ самымъ наилучшимъ богоугожденіемъ, признается Спасителемъ за службу Ему и подвигнетъ всемірнаго Судію къ помилованію насъ на страшномъ и праведномъ судѣ Его. (Составл. по «Проповѣд.» въ приложеніи къ «Руководству для сельскихъ пастырей». Іюль 1888 г., стр. 447-450).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 171-172.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0