Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Шестой день.

Свв. сорокъ два мученика Амморейскіе.

(Въ чемъ состоитъ вѣрность Христу?)

II. Свв. амморейскіе мученики поучаютъ насъ, братіе, быть вѣрными Христу даже до смерти, не только естественной, но даже насильственной — мученической.

Посему побесѣдуемъ въ настоящій разъ о томъ, что значитъ быть вѣрнымъ Христу.

Какъ христіане, мы охотно называемъ себя вѣрными, и въ этомъ наименованіи полагаемъ надежду спасенія, такъ какъ напротивъ наименованіе невѣрнаго представляемъ себѣ и ненавистнымъ и погибельнымъ. И справедливо. Такой образъ мыслей есть евангельскій и апостольскій. Кая часть вѣрну съ невѣрнымъ? говоритъ апостолъ (2 Кор. V, 15). И какъ часть вѣрнаго есть спасеніе, по слову Самого І. Христа: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ (Мар. XVI, 16), то противоположная часть невѣрнаго должна быть погибель.

Но, чтобы намъ не обмануть самихъ себя, нужно со вниманіемъ разсмотрѣть вопросъ: кто имѣетъ полное право называться вѣрнымъ, и потому имѣемъ ли мы сіе право?

Скажетъ ли кто: я имѣю полное право называться вѣрнымъ, потому что вѣрю христіанскому ученію о Богѣ? — Боюсь, чтобы такому не сдѣлалъ сильнаго возраженія апостолъ: ты вѣруеши, яко Богъ единъ есть; добрѣ твориши: и бѣси вѣруютъ, и трепещутъ (Іак. II, 19). Однако ихъ никто не называетъ вѣрными.

Видите, что вопросъ, повидимому, простой становится труднѣе, при углубленіи въ его изслѣдованіе. Усильте же вниманіе, чтобы побѣдить затрудненіе.

Примѣняя свойство нашего языка къ духу евангельскаго ученія, кажется, безъ опасенія погрѣшности, можемъ мы въ полномъ понятіи вѣры признать три подчиненныя понятія: увѣренность, довѣренность и вѣрность.

а) Когда апостолъ говоритъ, что безъ вѣры не возможно угодити Богу; вѣровати же подобаетъ приходящему къ Богу, яко есть, и взыскающимъ его мздовоздатель бываетъ, т.-е., безъ вѣры нельзя угодить Богу, ибо надобно, чтобы приходящій къ Богу вѣровалъ, что Онъ существуетъ и ищущаго Его Онъ награждаетъ (Евр. XI, 6): онъ указываетъ этимъ особенно на начальную часть вѣры, на увѣренностъ въ истинахъ Богопознанія, на вѣру ума.

б) Но когда тотъ же апостолъ въ другомъ мѣстѣ говоритъ о Авраамѣ, что онъ вѣрова Богу животворящему мертвыя, и нарицающу не сущая, т. е. не существующее, яко сущая; что онъ паче упованія во упованіе вѣрова т. е. сверхъ надежды повѣрилъ съ надеждою (Рим. IV, 17, 18): здѣсь представляется уже не простая вѣра ума, но болѣе глубокая и болѣе сильная вѣра сердца; это безусловная преданность человѣка Богу, неограниченная довѣренность къ обѣтованіямъ благодати, не имѣющая нужды ни въ какомъ ручательствѣ доводовъ и удостовѣреній; это рѣшительное направленіе души къ Божественному, какъ бы естественно встрѣчающееся съ благодатію Божіею. Сюда принадлежитъ вѣра принимающая спасительную силу таинствъ, и, въ особенныхъ случаяхъ, ознаменуемая дарами чудодѣйственными.

в) Но что и сего рода вѣра, даже чудодѣйственная, можетъ иногда быть неполною, неоправдательною и неспасительною, въ томъ не позволяетъ сомнѣваться грозное, поистинѣ, изреченіе Христово: мнози рекутъ Мнѣ во онь день: не въ Твое ли имя пророчествовахомъ, и Твоимъ именемъ бѣсы игонихомъ, и Твоимъ именемъ силы многи сотворихомъ; и тогда исповѣмъ имъ, яко николиже знахъ васъ; отъидите отъ Мене дѣлающіе беззаконіе (Матѳ. VII, 22, 23).

Итакъ необходимымъ дополненіемъ вѣры, чтобы она была оправдывающею и спасительною, должна быть вѣрность. Вѣрность Богу и Христу въ неизмѣнномъ исповѣданіи православныя вѣры, вѣрность заповѣдямъ Божіимъ, состоящая въ нелѣностномъ ихъ исполненіи, вѣрность въ отношеніи къ таинствамъ, дарованіямъ, служеніямъ, въ спасительномъ и усердномъ употребленіи ихъ по намѣренію Божію, во славу Божію.

III. Если хочешь дѣйствительно принадлежать къ числу вѣрныхъ, надъ которыми должно исполниться слово Христово: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ: то не только мысленно вѣруй, что Богъ есть, что Онъ ищущихъ Его награждаетъ, что по неизреченному человѣколюбію Онъ послалъ Единороднаго Сына Своего на землю, дабы открыть намъ путь спасенія, и Духа Своего Святаго, чтобы насъ облагодатствовать и освятить; не только безъ пытливости разума, съ довѣренностію принимай неизъяснимыя таинства вѣры; но предайся вѣрѣ всею душею твоею, и всею жизнію твоею такъ, чтобы вѣра была главною мыслію твоей жизни, и вся твоя жизнь выраженіемъ вѣры, наконецъ, будь вѣренъ Царю небесному, Которому, кромѣ того, что принадлежишь по праву естественному, какъ Творцу и Господу всего, сверхъ того добровольно вписался ты въ службу, когда вступилъ въ христіанство; будь же неизмѣнно и постоянно вѣренъ Его имени, Его повелѣніямъ, Его службѣ, Его дарованіямъ и талантамъ, которые Онъ ввѣряетъ намъ, комуждо противу силы его (Матѳ. XXV, 15). (Сост. по Ч.-М. и проп. Филарета митр. моск., т. ІѴ, изд. 1882 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 168-169.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0