Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Четвертый день.

Поуч. 3-е. Преп. Іаковъ Постникъ.

(Польза поста тѣлеснаго).

Преподобный Іаковъ былъ погребенъ въ той пещерѣ, гдѣ подвизался. Черезъ нѣсколько времени мощи его были открыты нетлѣнными и перенесены въ созданную близъ пещеры церковь во имя святого Іакова.

II. Преподобный Іаковъ постникъ, за строгость жизни удостоенный дара чудотвореній, поучаетъ насъ, братіе, тому, какъ угодны Богу и полезны для души постъ и воздержаніе.

Когда представляются возраженія противъ поста, то защитники устава церковнаго спѣшатъ оговориться, что истинный постъ состоитъ не въ лишеніи пищи, или худомъ качествѣ ея, а въ обузданіи страстей и дѣлахъ богоугодныхъ. Въ такой защитѣ есть односторонность. Правда, церковь приглашаетъ: «постяся, братія, тѣлесно, постимся и духовно». (Сред. 1-й седм. Веч. стих.). Но отъ этого напоминанія не теряетъ значенія тотъ строгій постъ, подъ которымъ должно разумѣть или совершенное и довольно долгое неяденіе, или весьма воздержное вкушеніе сухихъ и малопитательныхъ снѣдей. Такой, буквально принимаемый постъ важенъ и какъ прямая жертва Богу, и какъ пособіе къ тому, чтобы другими святыми дѣлами угождать Ему.

а) Вѣрный воинъ несетъ изнурительные труды, готовъ на всякія лишенія, иногда по цѣлымъ днямъ не пьетъ, не ѣстъ, особенно если видитъ, что и начальникъ его раздѣляетъ съ нимъ тяжесть военной службы. Все это по долгу присяги земному царю. Не тоже ли касается всѣхъ насъ христіанъ, которые вписаны въ службу небесному Царю? Лучшимъ свидѣтельствомъ нашей вѣрности Ему служатъ труды и лишенія, если подъемлемъ ихъ, послѣдуя заповѣдямъ Его и примѣру. Онъ сорокъ дней постился, и намъ заповѣдалъ: «смотрите за собой, чтобъ сердца ваши не отягчались объяденіемъ» (Лук. 21, 34). Вкушая Самъ съ учениками пищу, Онъ однакоже далъ предуказаніе, обязательное для Его послѣдователей: егда отъимется отъ нихъ Женихъ, и тогда постятся (9, 15). Когда человѣкъ живѣе способенъ вспомнить Бога, — тогда ли, когда голоденъ, или когда пресыщенъ? По крайней мѣрѣ, въ Писаніи встрѣчаемъ прямую жалобу на сластолюбивый народъ іудейскій, который, слѣпо и жадно предавшись чревоугодію, забылъ о Богѣ Промыслителѣ: яде Іаковъ и насытися, и отвержеся возлюбленный; уты, утолстѣ, разширѣ; и остави Бога, сотворшаго его, и отступи отъ Бога Спаса своего (Вт. 32, 15). Подобное предсказано и о послѣднихъ временахъ, когда будутъ человѣцы, между прочимъ, невоздержницы паче, нежели боголюбцы (2 Тим. 3, 1 и слѣд.). По правилу святыхъ апостоловъ 69-му, подлежитъ отлученію, кто не постится въ святую четыредесятницу. Слѣдовательно, тотъ не есть вполнѣ православный христіанинъ, въ строгомъ смыслѣ сего слова, кто не по немощи тѣлесной, а по своеволію не соблюдаетъ поста.

б) Скажутъ: «можно и постной пищи много ѣсть, и за скоромнымъ столомъ соблюдать воздержаніе».

Чтожъ изъ этого? — Церковь, узаконивъ постъ, не покровительствуетъ многояденію, а назначая пищу растительную и сухую, указываетъ въ ея малой питательности двоякую пользу, — именно, укрощеніе страстей и пособіе къ занятіямъ духовнымъ.

У святыхъ отцевъ есть прекрасное сравненіе. Когда полководецъ хочетъ взять непріятельскую крѣпость, прежде всего ищетъ, нельзя-ли удержать воду и съѣстные припасы, и непріятель, побуждаемый голодомъ, скорѣе сдается. Такъ бываетъ и съ плотскими страстями. Когда держатъ постъ: онѣ слабѣютъ и умолкаютъ (Дост. сказ. стр. 121). Напротивъ, кто пресыщаетъ свое чрево, и однакожъ мечтаетъ побѣдить чувственныя страсти, тотъ подобенъ человѣку, который погасить хочетъ пожаръ масломъ (Лѣств. XIV, 20). Чревоугодникъ подобенъ тяжело нагруженной ладіи, которая глубоко въ водѣ сидитъ: онъ близокъ къ опасности погибнуть въ грѣховныхъ волнахъ. Могутъ быть и у постника свои тонкія страсти, но только тогда, когда онъ не понимаетъ значенія поста и налагаетъ его на себя самонадѣянно. Не смотря на то, остается несомнѣннымъ, что постящійся освобождается изъ рабской зависимости отъ вожделѣній чувственныхъ, и потому болѣе способенъ къ дѣламъ чистымъ и богоугоднымъ.

Возьмемъ простой примѣръ. Отчего судіи и чиновники, а также люди ученые и учащіеся являются въ свои мѣста утромъ, и, занимаясь иногда до поздняго часа, остаются безъ пищи? — Отвѣтъ незатруднителенъ: всякимъ важнымъ, сложнымъ, требующимъ умственной работы, дѣломъ, лучше заниматься до обѣда, а не послѣ обѣда. Блаженный Іеронимъ сказалъ: «отъ сытаго чрева не жди чистаго ума» (Посл. къ Пр. Неп.). Если же такъ на службѣ гражданской и въ дѣятельности ученой: дѣла ли наши христіанскія, обязанности ли церковныя до того неважны, чтобъ для ихъ выполненія успѣшнаго не нужно было намъ прибѣгать къ воздержанію? — Когда молиться легче, и молитва чище: тогда ли, какъ сытость клонитъ ко сну, или когда чистота желудка, и тихое неразгоряченное движеніе крови успокоиваютъ воображеніе, и даже помогаютъ душѣ ощущать сладость священнаго умиленія? Кто самъ добровольнымъ неяденіемъ смиряетъ свое тѣло, тотъ по своему опыту можетъ вѣрнѣе судить, какъ тяжело нищему по неволѣ терпѣть голодъ. И тогда какъ пресыщенный голоднаго не разумѣетъ, постящійся щедрую милостыню расточаетъ бѣднымъ.

III. Такъ, при посредствѣ поста, пріучаемся служить и угождать Богу добрыми дѣлами. Аминь. (Извлеч. Изъ «Слов. и Рѣч.» Сергія, архіеп. херсонск. и одесск., нынѣ митр. моск., т, I, изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 164-166.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0