Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 37.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ мартъ.
Первый день.

Св. преподобномуч. Евдокія.

(О благотворности памяти о смерти).

II. Что, какъ не навѣянное благочестивымъ чтеніемъ размышленіе о смерти, частномъ вслѣдъ за смертію судѣ Божіемъ, весьма грозномъ для грѣшныхъ и радостномъ для праведныхъ, отрезвило Евдокію отъ порочной жизни и обратило ее на путь спасительнаго покаянія?

а) Дабы доказать, что всякому человѣку нужно не позднее помышленіе о смерти, для сего довольно пользоваться обыкновеннымъ правиломъ благоразумія. Оно требуетъ, чтобы мы старались по возможности предусматривать будущіе случаи, особенно важные или трудные для насъ, и заблаговременно соображать и употреблять средства и способы, какъ бы встрѣтить ихъ съ пользою для себя, или по крайней мѣрѣ съ безопасностію. Земледѣлецъ прежде посѣва думаетъ о жатвѣ, и приспособляетъ посѣвъ къ полученію жатвы, сколь можно болѣе обильной. Лѣтомъ помышляетъ онъ о зимѣ, и заботится, какъ бы обиліемъ лѣта наполнить скудость зимы. Не больше ли нужно всякому помыслить и позаботиться о томъ, какъ бы не пропустить лѣта жизни и приготовить потребное на безплодную и суровую зиму смерти, какъ бы въ этой смертной жизни произвести добрый и благонадежный посѣвъ, дабы въ рѣшительное время воскресенія и суда, пожать, какъ изъясняется св. Іоаннъ Дамаскинъ, класы присно-живопитанія, или, если угодно, дабы самимъ намъ прозябнуть, возрасти, процвѣсти и созрѣть доброю пшеницею, которую жатели ангелы соберутъ въ житницы небесныя.

б) Но мы часто позволяемъ себѣ небрежность въ соблюденіи правилъ благоразумія, думая, что нѣкоторая на время небрежность еще не бѣда. Посему надобно настоятельнѣе доказать вамъ, какъ необходима для насъ мысль о смерти, и какъ опасно пренебречь и потерять ее. Такъ она необходима, что не только земная, смертная, но и райская, безсмертная жизнь не могла стоять безъ мысли о смерти. Богъ сотворилъ человѣка въ совершенствѣ, достойнымъ всесовершеннаго Творца; ввелъ его въ рай сладости; далъ ему плодъ древа жизни для нетлѣнія; отъ опаснаго древа познанія добра и зла предохранилъ его заповѣдію не вкушать отъ плода сего. Но этого было не довольно. Райская жизнь не была бы безопасна: для ея охраненія нужно было поставить грознаго стража — помыслъ смерти. Въ оньже аще день снѣсте отъ него, смертію умрете (Быт. II, 17), сказалъ Господь: и райская жизнь была безопасна, доколѣ стоялъ подлѣ ея помыслъ смерти. Но какъ скоро успѣлъ исконный человѣкоубійца лукавствомъ своимъ удалить отъ человѣковъ мысль о смерти: «не смертію умрете» (Быт. III, 4): тотчасъ и убилъ грѣхомъ жизнь райскую.

Что было съ Адамомъ, тому естественно быть и съ нами, потому что мы естественные наслѣдники Адама, если благодать и вѣра не сдѣлаютъ насъ наслѣдниками Богу и сонаслѣдниками Христу. Человѣкъ, наслѣдственно склонный ко грѣху, будетъ ли тверже противъ искушенія, нежели человѣкъ еще безгрѣшный, искушаемый ко грѣху, если отвергнетъ помощь, которая и для сего была необходима? — Конечно, нѣтъ! Итакъ если ты подкрѣпишь и оградишь себя благоразумнымъ и благочестивымъ помышленіемъ о смерти, какъ бдительною стражею: то, безъ сомнѣнія, оно поможетъ тебѣ охранить себя, хотя не совсѣмъ отъ смерти, которая преступленіемъ Адамовымъ вошла въ міръ и во всѣхъ человѣковъ, за то отъ всего, что содѣлываетъ смерть страшною, бѣдственною, въ полномъ смыслѣ смертію. Но если, пренебрегая мыслью о смерти, мимо ея будешь устремляться только за удовольствіями чувственными, за пріобрѣтеніями земными, за мечтами твоего воображенія: то наконецъ, вмѣсто страха отъ одной мысли о смерти, котораго ты убѣгалъ, внезапно и неизбѣжно встрѣтишься съ ужасами дѣйствительной смерти, не тѣлесной только, которая есть болѣе признакъ смерти, нежели самая смерть, но и смерти второй, духовной, вѣчной, идѣже червь ихъ не умираетъ и огнь не угасаетъ (Марк. IX, 44).

III. Изъ сего размышленія можетъ возникнуть вопросъ: будетъ ли мысль о смерти, которую нѣкогда Самъ Богъ поставилъ оградою противъ вторженія въ міръ грѣха и смерти, — будетъ ли она довольно сильна и полезна, когда грѣхъ и смерть уже вошли въ міръ и въ немъ царствуютъ? — На это рѣшительный отвѣтъ даетъ намъ благочестивый ветхозавѣтный мудрецъ, который говоритъ: во всѣхъ словесѣхъ, твоихъ поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согрѣшиши (Сир. ѴІІ, 39).

Молитвами св. препод. муч. Евдокіи да укрѣпитъ въ нашей душѣ Господь спасительную память о смерти. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. ІѴ, изд. 1882 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 155-156.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0