Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Тридцатый день.

Соборъ святыхъ апостоловъ.

(Краткія свѣдѣнія о святыхъ апостолахъ и уроки изъ ихъ жизни — подражаніе св. апостоламъ въ послѣдованіи за Христомъ).

II. а) Кто же были святые апостолы? Названіе — апостолъ означаетъ посланника, слугу, — и святые апостолы были посланниками Іисуса Христа, Его слугами. Они назывались еще учениками Христовыми, потому что были ближе всѣхъ къ І. Христу и больше всѣхъ слушали Его святое ученіе. Спаситель нашъ избралъ ихъ на служеніе людямъ, когда Самъ выступилъ на общественное служеніе роду человѣческому, — за три года до Своей крестной смерти. Дабы открыть міру Свое всемогущество, Спаситель избралъ ихъ почти всѣхъ изъ бѣднаго и незнатнаго рода; по происхожденію, они были большею частью, то простые рыбари, то мытари (сборщики податей) — а нѣкоторые, хотя были и болѣе знатнаго рода, но потомъ предпочли бѣдность и безславіе мірскому богатству и суетной славѣ. Будучи призваны къ апостольству, они оставили своихъ родныхъ, свои дома и все свое имущество и неотлучно слѣдовали за І. Христомъ. По повелѣнію своего Божественнаго Учителя они проповѣдывали по городамъ и весямъ, охотно раздѣляя съ Нимъ всѣ лишенія и страданія. За то, какъ ближайшіе ученики Спасителя, они неоднократно удостоивались и особенныхъ бесѣдъ съ Нимъ о тайнахъ царствія Божія, до времени скрываемыхъ отъ народа; за то, какъ усердные слуги Христовы, они были удостоены отъ Него и особенной благодатной силы, которая почивала на нихъ преизобильно, — были удостоены чудотвореній. А по вознесеніи Господа на небо, въ Пятидесятницу, они пріяли въ видѣ огненныхъ языковъ Самого Духа Святаго, силою Котораго и совершали потомъ дѣло своего служенія до смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небѣ, окружаютъ престолъ Божій, — а на страшномъ судѣ Христовомъ, возсѣдая на двѣнадцати престолахъ, будутъ вмѣстѣ со святыми судить насъ и всѣхъ людей. Вотъ кто были свв. апостолы!

б) Сколько же ихъ было? Изъ святого евангелія видно, что Спаситель нашъ сначала избралъ, по числу колѣнъ израилевыхъ, двѣнадцать апостоловъ, которыхъ посылалъ по два на проповѣдь; потомъ, видя, что жатва многа, а дѣлателей мало, Онъ избралъ еще 70 учениковъ и ихъ также посылалъ на проповѣдь (Лук. 10, 1, 2). Не передаетъ намъ святое евангеліе именъ всѣхъ этихъ 70 апостоловъ, но передаетъ имена избраннѣйшихъ 12 апостоловъ. Взыде Іисусъ на гору, замѣчаетъ св. евангелистъ Маркъ, и призва ихъ же хотяше Самъ: и пріидоша къ Нему. И сотвори дванадесяте, да будутъ съ Нимъ, и да посылаетъ ихъ проповѣдати, и имѣти власть цѣлити недуги, и пропрогоняти бѣсы и нарече Симону имя Петръ: и Іакова Зеведеова, и Іоанна брата Іакова: и нарече има имена Воанергесъ, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варѳоломеа, и Матѳеа, и Ѳому, и Іакова Алфеова. и Ѳадеа, и Симона Кананита, и Іуду Искаріотскаго, иже и предаде Его (Мар. 3, 13, 20). На мѣсто Іуды предателя, по вознесеніи Господа на небо, апостолы, послѣ молитвы, избрали Матѳія, вергше жребій. Чрезъ нѣсколько времени, послѣ сошествія Св. Духа на апостоловъ, къ лику апостольскому былъ чудеснымъ образомъ призванъ Господомъ и великій изъ апостоловъ, апостолъ Павелъ.

в) Не много было учениковъ Христовыхъ: но, при помощи Божіей, они своимъ ученіемъ побѣдили весь міръ и утвердили основанную Христомъ церковь, послуживши для нея какъ бы основными камнями, сущу краеугольну Самому І. Христу. Во всю землю изыде вѣщаніе, по словамъ церкви, и въ концы вселенныя глаголы ихъ. Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовѣствовалъ евангелія царствія какой-нибудь изъ апостоловъ. Страны: Палестина, Сирія, Месопотамія, Понтъ, Галатія, Каппадокія, Пергамъ, Виѳинія, Иллирія, Италія, Скиѳія, Ѳракія, Греція, Арменія, Индія, Мидія, Персія, Парѳія, Египетъ, Эѳіопія, Британія, и др. были оглашены ихъ ученіемъ, поддерживаемымъ чудесами.

Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нуждъ и бѣдствій во время своего благовѣствованія языческимъ народамъ; по словамъ св. апостола Павла, иніи изъ нихъ избіени быша, непріемше избавленія. Друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею; каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убіиствомъ меча умроша: проидоша въ милотехъ и въ козіяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлобленіи. (Евр. 11, 36, 37). Съ такими страданіями распространяя ученіе Христово устно и письменно при жизни, они и до нынѣ учатъ міръ своими писаніями, которыя оставили намъ, какъ драгоцѣнное наслѣдство. Писанія эти заключены въ книгахъ, подъ именемъ книгъ новаго завѣта, или святого евангелія и апостола, чтенія изъ которыхъ вы почти каждый разъ слышите при богослуженіяхъ.

г) Св. богодухновенное ученіе апостоловъ было запечатлѣно ихъ святою кровію. Всѣ почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостолъ Андрей первозванный, проповѣдывавшій святое евангеліе и нашимъ предкамъ, былъ распятъ на крестѣ; Іаковъ Зеведеевъ былъ обезглавленъ; Варѳоломей, послѣ жесточайшихъ мученій, скончался отъ меча; Ѳома прободенъ копіемъ; Матѳей умеръ также мученически; Іаковъ Алфеевъ умеръ на крестѣ; Іуда Іаковлевъ былъ повѣшенъ на древѣ крестномъ и разстрѣлянъ; повѣшенъ былъ на крестѣ и Симонъ Кананитъ. Только одинъ святый евангелистъ Іоаннъ Богословъ скончался мирно, хотя при жизни и онъ испыталъ тяжкія страданія за Христа, напр., его мучили въ кипящемъ маслѣ, и кромѣ того, нѣкоторое время его томили въ заточеніи. Святые первоверховные апостолы — Петръ и Павелъ также, какъ мы знаемъ уже, окончили свою жизнь мученически: апостолъ Петръ былъ повѣшенъ на крестѣ стремглавъ, а ап. Павелъ былъ усѣченъ въ главу, какъ гражданинъ римскій.

III. Мы предложили нынѣ вамъ, братія мои, разсказъ о святыхъ апостолахъ Христовыхъ для того, чтобы вы, припоминая ихъ особенную близость ко Господу, великіе болѣзни и труды ихъ на пользу святой вѣры нашей и страдальческую ихъ кончину, всегда воспоминали о нихъ съ горячею любовію и съ святымъ благоговѣніемъ, и старались по мѣрѣ вашихъ силъ подражать имъ если не въ апостольской дѣятельности, которая не для всѣхъ назначена, то во всякомъ случаѣ въ послѣдованіи за Христомъ по примѣру свв. апостоловъ.

Апостолы, какъ мы знаемъ, оставивши для Христа свое занятіе, оставили и тѣ предметы, которые неразлучно были связаны съ этими занятіями. Вотъ въ этомъ-то и нужно намъ подражать апостоламъ. Есть и у васъ въ жизни многое такое, что съ свободнымъ служеніемъ Христу совмѣстить нельзя, что подавляетъ, стѣсняетъ духъ нашъ и на даетъ ему возноситься къ духовному и небесному. Что же это?

Это, во-первыхъ, излишняя попечительностъ житейская, когда люди въ мірскія заботы погружаются всѣмъ существомъ своимъ — до забвенія высшихъ потребностей души, до того, что ими заняты бываютъ день и ночь, отъ нихъ не могутъ освободиться и въ храмѣ, и во время молитвы.

Это, далѣе, страсть къ стяжаніямъ, когда пріобрѣтенія ставятъ цѣлію свой жизни, земные прибытки ставятъ выше всего, для корысти забываютъ обязанности христіанскія, считая ни во что нарушеніе праздниковъ, опущеніе богослуженія церковнаго и пренебреженіе къ молитвѣ домашней.

Это еще жажда удовольствій, когда не знаютъ ни мѣры, ни времени для нихъ, не разбираютъ свойства ихъ, когда объ удовольствіяхъ только и думаютъ и говорятъ, для нихъ однихъ желаютъ и жить, когда на нихъ употребляютъ большую половину достоянія своего. Вотъ что особенно опасно въ нынѣшнее время. Это-то болѣе другого опасное и должны мы оставить, подражая апостоламъ.

Они, оставивши сѣти и корабль, свободно стали слѣдовать за Христомъ. И мы свободно пойдемъ за Нимъ, если оставимъ всѣ земныя пристрастія. Корабль, освободившійся отъ тяжелаго груза, легко несется по волнамъ морскимъ. Птица, освободившаяся отъ сѣтей птицелова, легко взлетаетъ къ верху. Такъ-же легко къ самому престолу Вседержителя будетъ возлетать нашъ духъ, освободившійся отъ многопопечительности земной и отъ пристрастія къ грѣховнымъ удовольствіямъ. (Сост. по кн. прот. П. Троцкаго: «Поучит. чтенія на каждый день года», т. 1. 216—218 и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 496-498.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0