Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 5-ое. Св. апп. Петръ и Павелъ.

(Жизнь и труды св. ап. Петра и уроки изъ его жизни).

Св. апостолъ Петръ, до призванія ко Христу, назывался Симономъ и занимался вмѣстѣ съ братомъ своимъ Андреемъ рыбною ловлею. Происходили они изъ небольшого городка, Виѳсаиды галилейской. Андрей увѣровалъ во Христа прежде и, пришедъ домой, сказалъ Симону: «мы нашли Мессію». Симонъ самъ пошелъ, чтобы видѣть Христа. І. Христосъ, увидѣвъ Симона, наименовалъ его Кифою или Петромъ, что значитъ камень, въ знакъ твердости его вѣры, и съ этого времени онъ сдѣлался ученикомъ Христовымъ. Апостолъ Петръ, какъ простой іудей, не получилъ образованія. Онъ былъ женатъ на племянницѣ апостола Варнавы, дочери Аристовула, одного изъ 70-ти апостоловъ. Апостолъ Петръ имѣлъ характеръ живой, пылкій и потому при какихъ-либо вопросахъ со стороны І. Христа отвѣчалъ первый. Онъ былъ въ числѣ 3-хъ любимыхъ учениковъ І. Христа и посему присутствовалъ при особенно важныхъ случаяхъ жизни І. Христа, напримѣръ, при преображеніи, въ саду Геѳсиманскомъ предъ страданіями и др. случаяхъ. Ему на тайной вечери указанъ былъ І. Христомъ черезъ Іоанна Богослова предатель. Здѣсь на вечери ап. Петръ обѣщалъ стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрекъ ему троекратное отреченіе, и онъ отрекся, но загладилъ свое отреченіе глубокимъ раскаяніемъ, и Господь возвратилъ ему апостольское званіе. Ап. Петръ первый началъ проповѣдь о І. Христѣ въ день сошествія Св. Духа и этою проповѣдію обратилъ ко Христу около 3000 человѣкъ. Онъ первый началъ крестить язычниковъ, крестивъ, по внушенію свыше, сотника Корнилія съ его семействомъ. Онъ дѣйствовалъ на апостольскомъ соборѣ.

Правитель Палестины Иродъ Агриппа заключилъ ап. Петра въ темницу и хотѣлъ умертвить его, но ангелъ ночью вывелъ апостола изъ темницы. Ап. Петръ проповѣдывалъ во многихъ мѣстахъ не только Азіи, но и Европы и Африки. Онъ написалъ два посланія, или письма, о христіанской вѣрѣ и жизни. Окончилъ жизнь свою въ Римѣ, гдѣ обратилъ ко Христу многихъ придворныхъ. Когда императоръ Неронъ воздвигъ гоненіе на христіанъ, то ап. Петръ хотѣлъ удалиться изъ Рима, но встрѣтилъ въ воротахъ Господа, идущаго въ городъ, и на вопросъ: «куда идешь, Господи?» сказавшаго: «въ Римъ, чтобы снова быть распятымъ». Тогда ап. Петръ понялъ изъ этого, что настало для него время прославить Бога своею смертію, и возвратился въ Римъ. Неронъ осудилъ его на крестную смерть. Апостолъ просилъ распять себя головою внизъ, потому что считалъ недостойнымъ умереть на крестѣ такъ, какъ умеръ Самъ Господь. Это было въ 67 году по Р. Христ.

II. Изъ многихъ уроковъ, предлагаемыхъ намъ жизнію св. ап. Петра, остановимся нынѣ на одномъ — на покаяніи его послѣ кратковременнаго отреченія его отъ I. Христа во дни Его страданій.

а) Припомнимъ, бр. и сестры во Христѣ, тяжкое, грѣховное паденіе ап. Петра и научимся его спасительному возстанію чрезъ глубокое покаяніе.

Будучи самымъ ревностнымъ и преданнымъ ученикомъ Христа Спасителя, Который назвалъ Петра — твердынею церкви Своей, — однако ап. Петръ допустилъ тяжкое согрѣшеніе предъ Господомъ, трижды отрекшись отъ Него во дворѣ первосвященника. И когда-жъ онъ отрекся! въ то время, когда скорбному, изъязвленному сердцу всячески мучимаго, заушаемаго Христа-Страдальца безбоязненная твердость вѣры и горячій пламень любви Петра должны были доставить утѣшеніе, облегченіе скорби и нѣкую отраду. Какъ видите, велико было паденіе Петрово, но посмотрите, какъ быстро совершилось и возстаніе его и какъ глубоко было покаяніе Петрово! Кинулъ Божественный Страдалецъ издали грустный взглядъ на отрекшагося Петра — и сердце грѣшника тотчасъ сокрушилось: Петръ вышелъ вонъ и горько плакался въ своемъ раскаяніи... И не въ тотъ только разъ Петръ горько плакался въ своемъ покаяніи объ этомъ грѣхопаденіи: каждую полночь, заслышавъ пѣніе пѣтуха, онъ вставалъ на молитву, умоляя въ слезахъ Христа-Бога о прощеніи ему этого паденія!.. И Господь услышалъ покаяніе Петра, ибо, по воскресеніи Господа, Петръ былъ тѣмъ же избраннымъ изъ всѣхъ другихъ учениковъ Христа, какъ и прежде.

б) Братія, — всѣ мы — грѣшники, отъ нихъ же первый есмь азъ! Не отрекаемся ли и мы, подобно Петру, отъ Христа-Спасителя? О, да, отрицаемся и не трижды только, а безчисленно, во всякое время, и на всякомъ мѣстѣ владычествія Его, отрицаемся многообразно, — не словомъ только, какъ ап. Петръ во дворѣ первосвященника, а горше того — дѣлами и всею жизнію своею. И наше отреченіе, бр., уязвляетъ сердце Божественнаго Стрададьца паче Петрова грѣхопаденія, ибо мы спасены честною кровію Христа Спасителя.

Вы хотите яснѣе уразумѣть, когда, какъ и въ чемъ мы, во Христа крестившіеся, отрицаемся Его?

Мы отрицаемся отъ Христа тогда, брат., когда не хотимъ, или не стараемся исполнять Его св. волю и божественный законъ. По Его святому и спасительному закону мы, напр., должны прежде всего и паче всего возлюбить Господа Бога, а затѣмъ ближнихъ, а мы, христіане, въ нашъ, такъ называемый, эгоистическій (себялюбивый) вѣкъ, прежде всего и больше всего любимъ себя и своихъ друзей отъ мамоны. Нарушая такъ основную заповѣдь христіанства, на которой законъ и пророцы висятъ, не отрицаемся ли мы Христа?

Христіане должны любить, творить и хранить въ своей жизни все божественное, святое, чистое, честное, богоугодное и спасительное всегда, а тѣмъ паче въ праздничные дни, а у насъ въ праздники-то и самыя богомерзкія и стыдныя слова и дѣла!.. Развѣ мы этимъ не отрицаемся отъ Христа и не досаждаемъ Спасителю нашему? Итакъ, всмотрись каждый въ заповѣди закона Божія, заключеннаго въ словѣ Божіемъ и въ ученіи церкви, и постарайся увидѣть тамъ свои беззаконія, свою грѣховную нечистоту и черноту души твоей, которая оскорбляетъ Христа въ тысячу разъ горше Петрова грѣхопаденія, и мучитъ Спасителя нашего не менѣе древнихъ мучителей двора Каіафы, преторіи Пилата и Голгоѳы еврейской.

III. Если, брат. мои, таково тяжко наше паденіе, то пусть, по образу ап. Петра, и возстаніе наше будетъ столько же быстро, и покаяніе столь же глубоко и живодѣйственно. Согрѣшивъ, какъ немощный, торопись, братъ, подобно Петру, скорѣе улучить спасительную минуту, дабы узрѣть тотъ скорбный взглядъ Спасителя, который сокрушилъ сердце Петрово и исторгъ слезы покаянія. Гдѣ-жъ узрѣть? и въ очахъ ума своего и памяти, и на св. иконѣ Спасителя, которая должна украшать дома всякаго исповѣдующаго Христа во плоти. Да, возлюбленный о Господѣ братъ, согрѣшивъ, скорѣе взирай на икону Спасителя и Заступницы усердной, падай на колѣни и ницъ, съ молитвою на устахъ и съ слезами на глазахъ. Плачь горько и молись долго о прощеніи твоего грѣхопаденія, пока не отойдетъ отъ твоей слабой воли сатана-искуситель и не приблизится къ тебѣ ангелъ-хранитель, — пока не почувствуешь ты благодатнаго успокоенія измученной бременемъ грѣховъ души твоей.

А такъ ли мы каемся въ нашихъ грѣхахъ? Мы все покаяніе наше отлагаемъ на время говѣнья и ограничиваемъ покаяніе исповѣдью только великимъ постомъ. Но чтобы искренно покаяться, чтобы принять прощеніе грѣховъ отъ Господа-Бога на таинствѣ исповѣди, и чтобы попалить въ сердцѣ своемъ тернія содѣянныхъ прегрѣшеній, такъ чтобы впредь этими уже грѣховными язвами не болѣть, — для этого, братія мои, надо готовиться не недѣлю, а цѣлый годъ, — въ каждодневной молитвѣ о прощеніи грѣховъ съ плачемъ и сокрушеніемъ сердечнымъ по поводу содѣянныхъ въ каждый день грѣховъ. Вотъ это покаяніе и будетъ подобно Петрову покаянію. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» 1889 г. іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 494-496.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0