Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 3-ье. Свв. апостолы Петръ и Павелъ.

(О молитвѣ ко святымъ).

Молю вы, братіе... споспѣшествуйте ми въ молитвахъ о мнѣ къ Богу (Рим. XV, 30-31).

Что-же это значитъ? Ужели апостолъ имѣлъ нужду въ молитвахъ чужихъ? Ужели онъ, сосудъ благодати, ожидалъ помощи молитвенной отъ людей? Ужели считалъ онъ не лишнимъ ходатайство за него другихъ? Ужели не видѣлъ онъ ничего несообразнаго съ духомъ христіанскимъ въ томъ, что, по его примѣру, будутъ молить его самого о ходатайствѣ за другихъ? Братія, мы собрались въ храмъ сей вознесть молитвы къ святымъ апостоламъ о помощи за насъ грѣшныхъ.

II. Соединимъ же съ размышленіемъ о молитвѣ апостола размышленіе о нашихъ молитвахъ ко святымъ.

а) Молю вы, братіе, споспѣшествуйте ми въ молитвахъ о мнѣ къ Богу. Апостолъ проситъ, апостолъ молитъ, чтобы молились за него. Откуда такое расположеніе въ апостолѣ? Почему апостолъ проситъ молиться за себя? Чтобы понять апостола, возьмемъ другія слова его о себѣ самомъ. Окаяненъ азъ человѣкъ, восклицаетъ онъ, кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сего? (Рим. VII. 24). Такъ сознавалъ онъ въ себѣ немощь плоти, безсиліе природы человѣческой для добра, и не надѣялся избавиться отъ немощей прежде гроба. Въ чувствѣ сей-то немощи, въ сознаніи сей-то слабости молился онъ за себя, молилъ и другихъ молиться за него. Онъ былъ исполненъ дарами благодати, но эти дары всегда оставались дарами Божіими, собственностію чужою, а не его самого; они оставались во власти Того, Кто даровалъ ихъ — Духа утѣшителя; Тотъ могъ уменьшить или увеличить ихъ, удержать или усилить ихъ дѣйствіе.

Да, братія, на какой бы степени духовнаго совершенства ни стоялъ кто, сознаніе немощей неизбѣжно, чувство нужды въ помощи необходимо для каждаго; паденія наши съ того и начинаются, что мы не видимъ грѣховъ своихъ, не видимъ ранъ и болѣзней своихъ; не видя ихъ, мы не просимъ помощи, — не прося помощи, слабѣемъ часъ отъ часу болѣе и доходимъ до изнеможенія, до глубины грѣха.

Вотъ основаніе молитвамъ нашимъ ко святымъ, основаніе въ самой глубинѣ христіанскаго духа!

б) Но для чего не обращаться съ молитвою прямо къ Богу или Господу Іисусу? Для чего нужно обращаться къ посредству святыхъ? Если чистый лучъ свѣта пропускаютъ сквозь зеленое или окрашенное стекло: онъ не доходитъ до насъ свѣтлымъ, — онъ кажется намъ зеленымъ или окрашеннымъ; но ни вѣра моя въ свѣтлость свѣта не уменъшается, ни свойство свѣта не измѣняется от того, что нечистое стекло показываетъ его мнѣ нечистымъ: возьмите чистое стекло и до глаза вашего дойдетъ чистый свѣтъ. Такъ точно, если хотите, чтобы небесный лучъ благости Божіей дошелъ до васъ во всей его свѣтлости: пусть проходитъ онъ сквозь чистыя мольбы святыхъ; а моя и твоя молитва, возлюбленный братъ, легко быть можетъ, покажетъ намъ его совсѣмъ въ другомъ видѣ, — оттого, что она не чиста. Вотъ почему столько чудесъ благодати Божіей испытываютъ на себѣ по молитвамъ святыхъ Божіихъ! Молитва ко святымъ соединяетъ нашу душу съ чистыми проводниками благодати Божіей, и черезъ нихъ низводитъ на душу лучи свѣта благодатнаго. Грѣхи мои удаляютъ меня отъ Бога моего, служатъ преградою между моими ранами и Его благостію. Св. братія мои о Христѣ близки къ Господу, чистыя души ихъ съ Нимъ и въ Немъ живутъ. Что мнѣ остается, чтобы душа моя грѣшная не оставалась лишенною благодатнаго свѣта, чтобы не потеряла наконецъ и самаго вкуса духовнаго къ сладостямъ неба? Остается средство вѣрное — обратиться къ святымъ Божіимъ, да милость Его къ нимъ станетъ между Богомъ и мною, и черезъ нихъ изліетъ елей свой на израненную грѣхами душу мою.

III. Въ заключеніе скажемъ, что всѣ возраженія противъ молитвы ко святымъ обнаруживаютъ полную свою несостоятельность при первомъ прикосновеніи къ нимъ непредубѣжденной мысли.

«Станетъ ли дитя, любящее отца, обращаться къ посредничеству лица сторонняго съ просьбою о заступленіи предъ отцомъ»?

а) О! безъ сомнѣнія, станетъ, если оно доброе дитя, и провинится. Если же не станетъ: то тѣмъ самымъ покажетъ, что оно дитя не доброе, дитя упорное, на которое мало надеждъ въ будущемъ. Обращаясь ко святымъ, мы выражаемъ недовѣріе не къ Богу, а къ себѣ самимъ, свои грѣхи признаемъ препятствіемъ къ общенію нашему съ Богомъ и Бога съ нами. Можетъ ли такое расположеніе души оскорблять Бога? Напротивъ, если что не угодно Господу, если что можетъ оскорблять Его: то всего болѣе дерзкая гордость. Если бы молитва ко святымъ была несовмѣстна съ благостію Божіею: то и молитва къ Богу была бы тѣмъ же, и она также была бы недовѣріемъ къ милосердію Божію.

б) Говорятъ: знаютъ ли святые на небѣ о нашихъ земныхъ молитвахъ къ нимъ? О! пусть не тревожатся ни за знаніе святыхъ о землѣ, ни за любовь ихъ къ намъ — земнымъ странникамъ. Во Христѣ Іисусѣ соединены небо и земля союзомъ самымъ тѣснымъ. Во Христѣ Іисусѣ земные странники суть сожители святымъ, сущимъ на небѣ, сограждане Іерусалиму небесному, церкви, торжествующей въ славѣ Божіей, и тьмамъ ангеловъ Божіихъ. Такъ сказано намъ въ откровеніи Божіемъ (Еф. II, 19. Евр. XII, 22. 23). А при такой близости небожителей къ странникамъ земли, какъ не слышать первымъ молитвеннаго гласа послѣднихъ? Святые Божіи и на землѣ столько были прозорливы, что прозирали въ тайные помыслы человѣковъ, видѣли сокровенныя чувства и желанія ближнихъ, зрѣли отдаленное пространствомъ и временемъ. Вспомните, какъ апостолъ Петръ видѣлъ тайныя расположенія и дѣла Ананіи и Сапфиры. Вспомните, какъ пророкъ Елисей вѣрно видѣлъ происходившее въ сердцѣ ученика его Гіезія, и то, что тайно замышлялъ сѵрскій царь. Что же сказать о небесномъ зрѣніи святыхъ Божіихъ? Здѣсь, говоритъ апостолъ, видимъ мы отчасти, — тамъ вполнѣ; здѣсь смотримъ на предметы духовные какъ бы въ зеркалѣ, — тамъ будемъ видѣть ихъ лицомъ къ лицу, въ самой сущности ихъ (I Кор. XIII, 9. 12).

Любовь святыхъ на небѣ, безъ сомнѣнія, полнѣе и чище, чѣмъ была на землѣ. Если они на землѣ готовы были отказаться отъ собственнаго спасенія для спасенія братій, готовы были считаться чуждыми для Христа, лишь бы были своими Христу чуждые Его; чего же не готовы они дѣлать на небѣ для спасенія тѣхъ же братій? Кто изнемогаетъ, говорилъ Павелъ, и не изнемогаю за него? Кто соблазняется, и азъ не разжигаюся любовію къ нему? Сердце наше распространилось, и не тѣсно вмѣщаетесь вы въ насъ (2 Кор. XI, 29. ѴI, 11. 12).

Будемъ же ни мало не сомнѣваясь, не смотря на всѣ рѣчи враждебныхъ церкви сектантовъ (штундистовъ), обращаться съ молитвою ко святымъ. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Филарета, архіеп. черн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 491-493.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0