Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 2-ое. День свв. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла.

(Апостолы своею жизнію научаютъ насъ той истинѣ, что безъ благодати Божіей человѣкъ весьма слабъ).

II. Почему апостолы Петръ и Павелъ называются первоверховными? По своему характеру, по своей особенной ревности къ благовѣстію Христову, по смѣлости своихъ дѣйствій для распространенія вѣры христіанской, за которую Петръ былъ распятъ, по собственному желанію, головою внизъ, считая себя недостойнымъ быть распятымъ по образу Христа Спасителя, какъ нѣкогда трикраты отвергшійся Его въ испугѣ, по живости характера; а Павелъ былъ усѣкнутъ мечемъ.

а) Ап. Петръ избранъ Господомъ въ самомъ началѣ открытаго Его служенія роду человѣческому, и переименованъ изъ Симона Петромъ, потому что онъ первый изъ апостоловъ призналъ въ Іисусѣ истиннаго Мессію. Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго, сказалъ онъ на вопросъ Спасителя: вы же Кого Мя глаголете быти (Матѳ. 16, 15 и 16)? Исповѣданіе сказанное Петромъ есть краеугольный камень христіанства, потому и сказавшій названъ камнемъ: Петръ значитъ камень; названъ онъ такъ и въ знакъ того еще, что Спаситель зналъ, какую со-временемъ онъ покажетъ твердость вѣры. И дѣйствительно, омывшій горькими слезами свое троекратное, но самое кратковременное отреченіе отъ Христа въ часы страданій Его, — онъ запечатлѣлъ послѣ вѣру свою кровію и крестною смертію. По истинѣ апостолъ Петръ есть первоверховный!

б) Но Павелъ вначалѣ не былъ апостолъ, не только въ числѣ двѣнадцати, но даже въ числѣ семидесяти. Онъ не сопровождалъ Господа во время Его проповѣди, а обратился ко Христу уже по вознесеніи Его на небо, — чудеснымъ образомъ. Павелъ, въ іудействѣ Савлъ, былъ самымъ жестокимъ гонителемъ христіанъ, а потомъ сдѣлался достойнымъ названія первоверховнаго апостола по своимъ великимъ заслугамъ для церкви; вотъ что значитъ благодать Божія! Она сдѣлала изъ страшнаго врага самаго сильнаго защитника христіанства.

Апостолъ Павелъ самъ о себѣ говоритъ: благодатію Божіею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10). И дѣйствительно, какъ можно объяснить такой великій переворотъ въ душѣ человѣка, какой совершился съ Савломъ, иначе, какъ не особеннымъ сверхъестественнымъ дѣйствіемъ Божіимъ? За то Павелъ сдѣлался достойнымъ сосудомъ благодати своею неутомимою дѣятельностію въ пользу христіанства; онъ самъ говоритъ: паче всѣхъ ихъ потрудихся — (ст. 10). И кто достойно изобразитъ всѣ труды Павла? Самъ св. Златоустъ отказывался вполнѣ восхвалить великаго апостола. Св. церковь воспѣваетъ: «яже по вся грады узы и скорби твоя кто скажетъ, славне апостоле Павле? Труды, болѣзни и бдѣнія, яже во алчбѣ и жаждѣ злострастія, яже въ зимѣ и наготѣ, каменометанія и обхожденія глубины истопленія? позоръ бысть ангеломъ и человѣкомъ: вся убо претерпѣлъ еси о укрѣпляющемъ тя Христѣ».

Павелъ еще до обращенія въ христіанство былъ отлично образованъ; онъ не только въ совершенствѣ зналъ ветхозавѣтныя книги св. Писанія, но и языческихъ древнихъ писателей греческихъ; онъ обладалъ превосходными способностями, и вотъ, когда благодатная сила возродила его къ новой жизни, онъ принесъ въ жертву христіанству всѣ свои познанія и способности; онъ съ неотразимою силою доказывалъ истину христіанской вѣры, и опровергалъ ложныя мнѣнія іудейскія; его посланія, которыя такъ часто слышатся въ церкви, самое высокое богословіе. Не достоинъ ли Павелъ, послѣ сего, имени первоверховнаго апостола? А проповѣдь его въ разныхъ странахъ свѣта? Сколько основалъ онъ церквей! Но не исчислить мнѣ всѣхъ заслугъ апостола Павла; лучшее его изображеніе въ его же посланіяхъ.

III. Поспѣшимъ къ заключенію. Апостолы Петръ и Павелъ, своею жизнію преподавая урокъ пастырямъ церкви Христовой, проповѣдникамъ вѣры и руководителямъ ко спасенію, вмѣстѣ съ симъ поучаютъ своими дѣлами каждаго, что можетъ, какую силу можетъ имѣть человѣкъ при благодати Божіей, и какъ онъ слабъ, оставленный самому себѣ.

Петръ безъ благодати неоднократно показываетъ опрометчивость и слабость; съ благодатію онъ твердъ, не поколебимъ, пламененъ. Павелъ, при естественныхъ своихъ силахъ, образованъ, но не видитъ истины; съ благодатію онъ увидѣлъ свѣтъ истинный, позналъ нищету мірской мудрости безъ Христа, сдѣлался силенъ самоотверженіемъ для истины, неутомимо дѣятеленъ, любвеобиленъ. Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ. Кто ны разлучитъ отъ любве Божія (Фил. 4, 13, Рим. 8, 35)?

Будемъ же помнить, что однѣ естественныя силы наши слабы и что мы можемъ быть всегда сильными словомъ и дѣломъ при содѣйствіи благодати Божіей. Но какъ часто мы забываемъ это! и получая благодать въ св. таинствахъ, мы слабы отъ того, что вслѣдствіе грѣховъ теряемъ ее, не возгрѣваемъ своимъ трудомъ, своими дѣлами, своимъ покаяніемъ. Благодать Божія дѣйствуетъ въ насъ, но не безъ насъ, — не принуждая, но наклоняя волю нашу къ добру чрезъ нашу свободу, и даръ Божій, живущій въ насъ, необходимо возгрѣвать христіанскою дѣятельностію, собственнымъ стараніемъ; тогда огонь ревности по вѣрѣ и благочестію будетъ въ васъ апостольскій, постоянный и сильный. Аминь. (Извлеч. изъ «Словъ и рѣчей» Леонтія, митр. моск.),

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 490-491.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0