Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 1-ое. Свв. апп. Петръ и Павелъ.

(О томъ, какъ мы должны переносить постигающія насъ бѣды, напасти и скорби?).

Ап. Петръ (Кифа, Симонъ) — рыбарь изъ Виѳсаиды, братъ ап. Андрея, призванъ къ апостольству Самимъ І. Христомъ. По вознесеніи Господнемъ, онъ первый изъ апостоловъ началъ проповѣдывать въ Іерусалимѣ воскресшаго Господа, много прострадалъ за это отъ іудеевъ и даже потерпѣлъ темничное заключеніе, откуда былъ чудесно спасенъ ангеломъ. Потомъ проповѣдывалъ евангеліе въ Самаріи, Сиріи, Понтѣ, Галатіи, Виѳиніи, Асіи и Египтѣ. Онъ былъ апостоломъ преимущественно іудеевъ. Подвигъ благовѣстія окончилъ въ Римѣ, гдѣ въ Нероново гоненіе былъ распятъ на крестѣ, внизъ головою, около 67 г., такъ какъ въ образѣ страданій онъ не хотѣлъ уподобиться своему Божественному Учителю.

Ап. Павелъ, именовавшійся прежде Савломъ, родился въ городѣ Тарсѣ киликійскомъ, воспитывался въ Іерусалимѣ подъ руководствомъ знаменитаго учителя Гамаліила и былъ ревнителемъ отеческихъ преданій по ученію фарисеевъ. Чудесно обращенный Самимъ І. Христомъ, на пути въ Дамаскъ, онъ принялъ св. крещеніе въ Дамаскѣ и изъ гонителя вѣры Христовой сдѣлался самымъ ревностнымъ ея проповѣдникомъ. Онъ больше всѣхъ апостоловъ потрудился въ устроеніи церкви Христовой и насажденіи вѣры между язычниками, причемъ перенесъ многочисленныя страданія и гоненія какъ отъ іудеевъ, такъ и язычниковъ. Онъ основалъ церкви въ Малой Азіи, Греціи и Римѣ. Скончался въ Римѣ, бывъ усѣченъ мечемъ, въ одинъ годъ съ ап. Петромъ. Важнѣйшія событія жизни и дѣятельности верховныхъ апостоловъ описаны въ книгѣ «Дѣяній апостольскихъ».

Святые апостолы Петръ и Павелъ въ земной жизни переносили безчисленное множество трудовъ, лишеній, бѣдъ и напастей. Такъ св. ап. Петръ три раза былъ заключенъ въ темницу (Дѣян. 4, 3; 5, 18; 12, 4), подвергался поруганіямъ и побоямъ (Дѣян. 5. 18 и 35) и наконецъ, какъ мы видѣли, умеръ мученическою смертію въ царствованіе Нерона: онъ былъ распятъ на крестѣ головою внизъ. А св. ап. Павелъ былъ безмѣрно въ ранахъ, въ темницахъ и многократно при смерти. Отъ іудеевъ пять разъ дано было ему по сороку ударовъ безъ одного. Три раза били палками, и однажды побивали его камнями, три раза терпѣлъ онъ кораблекрушеніе, ночь и день пробылъ въ глубинѣ морской. Много разъ былъ онъ въ путешествіяхъ, въ опасностяхъ на рѣкахъ, отъ разбойниковъ, отъ единоплеменниковъ, отъ язычниковъ, въ опасностяхъ въ городѣ, въ пустынѣ, на морѣ и между лжебратіями (2 Кор. 11, 23—27). Слова І. Христа: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33), сбылись надъ нимъ во всей точности. Но среди всѣхъ бѣдъ, напастей и скорбей св. ап. Петръ и Павелъ утѣшались и радовались.

II. А мы, бр. христ., какъ переносимъ постигающія насъ скорби и напасти? Если случится съ ними какая-либо скорбь, или несчастіе, или бѣда, то какъ мы тогда печалимся, сокрушаемся и унываемъ! Сколько ропота на Бога вырывается тогда изъ устъ нашихъ, сколько досады и зависти на людей тогда возникаетъ въ нашемъ сердцѣ? Нѣтъ, не такъ мы должны переносить постигающія насъ бѣды, напасти и скорби.

а) Свв. отцы церкви учатъ насъ иному перенесенію скорбей.

Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «если желающіе пріобрѣсти земное богатство терпятъ всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающіе пріобрѣсти небесное богатство и наслаждаться вѣчно пребывающими утѣхами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дѣло и всякую опасность и отваживаться на искушеніе. Ибо если не будемъ охотно, съ сердечнымъ желаніемъ переносить всякій трудъ, не будемъ съ умиленіемъ и сокрушеннымъ сердцемъ посѣвать слезъ, то какъ, не плакавъ здѣсь, станемъ пожинать тамъ, т.-е. на томъ свѣтѣ. Если можно было бы получить царство безъ скорбей, безъ искушеній, безъ терпѣливаго подвига въ прочихъ добродѣтеляхъ, то для чего Богъ попускалъ святымъ терпѣть столько опасностей, искушеній и тѣсноты, а не дозволилъ жить всѣмъ въ своеволіи и роскоши? Посему не будемъ унывать, когда приключаются съ нами огорченія и скорбь, а напротивъ того, станемъ болѣе радоваться, что идемъ путемъ святыхъ» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 423, 441 и 444, по изд. 1859 г.).

А св. Іоаннъ Златоустъ учитъ: «душа очищается, когда терпитъ скорби ради Бога. Скорбь искореняетъ высокомѣріе, отсѣкаетъ всякое нерадѣніе, уготовляетъ къ терпѣнію, обнаруживаетъ ничтожность дѣлъ человѣческихъ и въ жизни вводитъ много любомудраго. Ей уступаютъ всѣ страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастіе къ богатству, плотская любовь, гордость, высокомѣріе, гнѣвъ и весь рой душевныхъ недуговъ. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стираетъ съ нея скверну, дѣлаетъ ее чистою, свѣтлою и ясною. Скорбь вводитъ въ царство, а безпечная жизнь въ геенну. Итакъ, если ты ученикъ Христовъ, иди путемъ тѣснымъ и скорбнымъ: не ропщи и не унывай» (Іоан. Злат. толк. на 2-ое посл. къ Коринѳ., стр. 320 и 321, по изд. 1851 г.).

б) Зная благодѣтельное и благотворное значеніе бѣдъ и скорбей въ дѣлѣ нашего спасенія, люди богобоязненные даже тревожились, безпокоились, сокрушались, когда ихъ долго не постигали какія-либо бѣды и скорби.

Вотъ примѣръ тому одинъ изъ многихъ. Разсказывалъ нѣкто изъ отцовъ другому, что, бывши въ Александріи, онъ пришелъ однажды въ церковь помолиться и увидѣлъ тамъ женщину богобоязненную. Она была въ черномъ одѣяніи и, молясь предъ иконою Спасителя, плакала и со слезами повторяла: «оставилъ Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, милостивый». Что это она такъ плачетъ? думалъ я. Видно, вдова она и отъ кого-нибудь терпитъ обиду. Поговорю съ нею и успокою ее. Я сказалъ ей: «видно, обижаетъ тебя кто-нибудь, что ты такъ плачешь?» «Ахъ, нѣтъ, отвѣчала она и опять заплакала, нѣтъ, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу и ни отъ кого не терплю оскорбленія никакого. И вотъ о томъ-то я и плачу, что такъ какъ я забываю о Богѣ, то и Богъ забылъ меня посѣщать; три уже года, какъ я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сынъ мой, и ни чего у меня изъ дома не пропадало. Думаю, поэтому, что Богъ за грѣхи мои оставилъ меня, не посылаетъ мнѣ никакихъ скорбей, и вотъ плачу предъ Нимъ, чтобы Онъ помиловалъ меня по милости Своей». Вотъ какъ люди богобоязненные разсуждаютъ, когда долго у нихъ не бываетъ скорбей: имъ тогда думается, что Богъ забылъ ихъ; скорби они считаютъ за особенное къ себѣ вниманіеотъ Бога, за особенную Его къ себѣ милость. («Троицкій листокъ» № 119).

III. Итакъ, «христіанинъ, скажемъ словами святаго Іоанна Златоуста, не скорби среди скорбей, помышляя, кому ты чрезъ нихъ пріобщаешься и какъ искушенія очищаютъ тебя и сколь много приносятъ тебѣ пользы». (Толков. на 2-е посл. къ Коринѳ., стр. 10, изд. 1857 г). Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.», 1889 г., іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 488-490.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0