Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-е. Преподобные Сергій и Германъ Валаамскіе.

(Благотворное вліяніе монашества на ходъ нашей исторіи).

II. Возлюбленные братіе! При этомъ, и краткомъ жизнеописаніи преподобныхъ намъ рисуется, слѣдующая картина: на сотни верстъ раскинулся дремучій лѣсъ; ни города, ни селенія, ни пути по нему. Одинъ лишь шумъ деревъ и вой звѣрей оглашаютъвоздухъ. По времени является въ эти дебри на, жительство убогій по виду пустынникъ. Основываетъ себѣ жилище. Одновременно съ нимъ селится въ этихъ лѣсахъ и еще нѣсколько отшельниковъ. На первыхъ порахъ — ничего особеннаго, никакой почти перемѣны. Нѣтъ-нѣтъ промелькнетъ развѣ съ той поры предъ вашимъ взоромъ пѣшеходъ — одинъ, другой, — возжаждавшіе слова назиданія, и съ этою цѣлію отыскивающіе по едва проходимымъ дебрямъ «старца праведнаго». Но проходитъ нѣсколько десятилѣтій, а еще ближе къ дѣлу — нѣсколько столѣтій, и узнать нельзя мѣстности. Тамъ, гдѣ была убогая обитель, образуется чуть не городъ; гдѣ такъ еще недавно царило полное безлюдье, — видимъ жизнь, и жизнь полную повсюду. Селенія украшаются св. храмами; по лѣсамъ несутся раскаты благозвучныхъ колоколовъ церковныхъ; на лазури небесной, точно звѣзды, блестятъ поверхъ лѣсовъ золотыя главы и кресты. Неправда ли, какое отрадное для чувства христіанскаго превращеніе, — не безплодное (согласитесь съ тѣмъ!) и въ гражданскомъ даже, бытовомъ отношеніи!

а) Это послѣднее обстоятельство особенно стоитъ замѣтить. Кому и вся наша Русь обязана христіанскимъ просвѣщеніемъ, накъ не иночеству? Какъ прежде, по свидѣтельству лѣтописей, такъ и въ наши дни — кто у насъ апостольствуетъ въ Сибири? Кто разноситъ по тундрамъ тамошнимъ невѣдомыя дикарямъ понятія объ истинномъ назначеніи человѣка, о его обязанностяхъ и лучшихъ условіяхъ бытовой жизни? Кто, вмѣстѣ съ вѣрой, учитъ ихъ строить жилища, заводить хлѣбопашество и т. д.? Наши новаторы? — наши передовики? О, нѣтъ! Дѣло нашихъ новаторовъ — мутить воду и сбивать съ толку нашу молодежь недоучившуюся. А дѣло дѣлаютъ — опять-таки никто, какъ иноки — главнымъ образомъ монашествующая братія. Да, многимъ обязана наша Русь православному монашеству! А если такъ, то не слушайте тѣхъ, которые проповѣдуютъ, что монашество есть извращеніе человѣческой природы. — что оно безполезно въ общемъ строѣ народной жизни, и т. п. Нѣтъ, други мои, иночество, правильно поставленное, это — душа народной жизни. Въ немъ мы имѣемъ то свято сѣмя, которымъ, по слову Писанія, стоятъ и держатся царства и народы (Пс. VI, 15). Безъ него... оскудѣ преподобный — сами знаете, что дальше сказано въ писаніи: и умалишася истина отъ сыновъ человѣческихъ. А умаленіе истины, пренебреженіе къ ней — извѣстно, къ чему ведетъ народы: и опустошитъ всю землю беззаконіе и злодѣйство превратитъ престолы сильныхъ (Прем. Сол. Ѵ, 24). Приведемъ и еще одно замѣчаніе премудраго (Притч. Сол. XI, 10—11): во благихъ праведныхъ исправится градъ и въ благословеніи правыхъ возвысится: усты же нечестивыхъ раскопается.

б) Намъ снажутъ: но много ли у насъ такихъ праведниковъ? гдѣ нынѣ преподобные? Отвѣчаемъ: много ли нынѣ въ нашихъ монастыряхъ истинныхъ подвижниковъ, мы не знаемъ, такъ какъ одинъ Господь знаетъ сущія Своя; но что они есть, а еще важнѣе, — что въ монастыряхъ нашихъ живъ и дѣйственъ понынѣ духъ истиннаго подвижничества, хотя онъ проявляется теперь, быть можетъ, и не въ тѣхъ иногда формахъ, въ какихъ проявлялся прежде, въ этомъ, по нашему, и сомнѣваться нельзя. Иначе, сталъ ли бы народъ нашъ тысячами стекаться въ обители? Нѣтъ, братіе, чутья народнаго не обмануть — что ни говорите! Затѣмъ и то надо сказать: вѣдь и въ старые годы не сотнями же считали строгихъ подвижниковъ.

в) Но положимъ и такъ: нынѣ нѣтъ такихъ подвижниковъ, какъ встарь. Что-жъ изъ этого? Уже ли монастыри въ томъ виноваты? Смотрите, не наоборотъ ли? Не отъ того ли, напротивъ, и оскудѣніе то въ монастыряхъ истинныхъ подвижниковъ, что мы съ вами, въ міру живущіе, стали нынѣ до того никуда негодными нравственно, что не въ состояніи выдѣлить изъ среды себя для монастырей и самой малой доли людей порядочныхъ, что всѣ мы, всѣ сословія, воспитываемъ дѣтей своихъ до того не по-христіански, что монашеская жизнь имъ и на умъ нейдетъ, мало того, представляется имъ даже чѣмъ то противоестественнымъ!..

Не то, братіе, было встарь. Тогда не рѣдкостью были въ числѣ иноковъ и князья и бояре. И странное дѣло: что люди находятъ противоестественнаго въ процвѣтаніи иночества среди населеній христіанскихъ? Какъ будто это не необходимое, напротивъ, явленіе? Сошлюсь на васъ. Скажите: можетъ ли итти успѣшно, положимъ, наука, если у нея не будетъ своихъ безкорыстныхъ тружениковъ, или если мы оставимъ ее безъ университетовъ и академій, съ однѣми лишь первоначальными школами? И всякое художество и даже ремесло простое можетъ ли процвѣтать безъ передовыхъ двигателей? Нѣтъ! Какъ же вы хотите, спрошу я теперь, — чтобы христіанская то жизнь, эта наука изъ наукъ, восходила отъ силы въ силу, до совершенства евангельскаго сама собой, безъ особыхъ, такъ сказать, спеціалистовъ въ этомъ дѣлѣ — иноковъ? Нѣтъ, братіе, если справедливо, что церковь есть школа, то монастыри тѣмъ болѣе по всей справедливости могутъ быть названы нашими академіями христіанской жизни. Пустѣютъ они строгими подвижниками? Что дѣлать: у насъ нынѣ и въ вышихъ учебныхъ заведеніяхъ — чуть не половина наставническихъ каѳедръ пуста. Но это опять свидѣтельствуетъ о чемъ? — все о той же несостоятельности нашего общества — тамъ нравственной, а здѣсь умственной.

III. Господи, молитвами преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ, не дай, чтобы оскудѣлъ преподобный въ отечествѣ нашемъ! Не дай ложному просвѣщенію и обаятельному вліянію чувственнаго міра лишить насъ нашей народной силы и обездушить насъ! Аминь. (Сост. по «Круг. поуч.» прот. А. Бѣлоцвѣтова, изд. 5-е, 1895 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 486-488.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0