Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-ое. Перенесеніе мощей свв. безсребренниковъ Кира и Іоанна.

(Пагубность гордости и средства борьбы съ нею).

II. Изъ приведеннаго разсказа изъ жизни свв. безсребренниковъ Кира и Іоанна вы видите, братія, какъ пагубна гордость и какъ необходимо для христіанина смиреніе, чтобы привлечь къ себѣ ходатайство свв. угодниковъ и милость Божію.

а) Гордыня, говоритъ слово Божіе, есть начало грѣха, т. е. источникъ и корень всѣхъ грѣховъ и беззаконій. И дѣйствительно, гордостію палъ діаволъ и изъ ангела свѣта сдѣлался предстателемъ тьмы, изъ духа чистаго и святаго — начальникомъ всякой нечистоты и злобы; гордостію палъ и человѣкъ, и изъ существа богоподобнаго приложился скотомъ несмысленнымъ и уподобился имъ.

аа) Гордость и нынѣ ослѣпляетъ духовныя очи человѣка до того, что онъ не видитъ и не сознаетъ величія Божія и собственнаго ничтожества, и не имѣетъ ни страха, ни благоговѣнія предъ Богомъ; не чувствуетъ благодѣяній Божіихъ, и остается неблагодарнымъ предъ Богомъ.

бб) Гордость ослѣпляетъ человѣка и въ отношеніи къ самому себѣ, такъ что онъ или вовсе не видитъ своихъ пороковъ и слабостей, или старается прикрыть ихъ лицемѣріемъ, любуется иногда даже такими дѣлами своими, которыхъ надлежало бы стыдиться.

вв) Гордость лишаетъ всего достоинства самую благотворительность къ ближнимъ, дѣлаетъ недѣйствительною самую молитву нашу, не допускаетъ насъ до искренняго раскаянія во грѣхахъ и не даетъ воспользоваться благодатною силою св. таинства покаянія.

гг) Гордость породила и порождаетъ всѣ пороки и всѣ бѣдствія, отъ которыхъ страдаютъ общества человѣческія. Она рождаетъ своенравіе и упрямство, которыя дѣлаютъ человѣка несноснымъ въ общежитіи. Она возбуждаетъ себялюбіе и своекорыстіе, свары и раздоры, притѣсненія и обиды, отъ которыхъ такъ много проливается на землѣ и слезъ и крови человѣческой. Изъ нея вырождаются своеволіе, непокорность и противленіе, которыми возмущается спокойствіе и миръ общественный.

Она производитъ зависть и зложелательство, страсть осужденія и пересудовъ, духъ клеветы и злоязычія, презрѣніе и уничиженіе другихъ, — эту общественную язву, которая свирѣпствуетъ и поражаетъ неисцѣльнымъ недугомъ наши общества.

дд) Наконецъ, гордость была и есть матерь всѣхъ ересей и расколовъ, отъ которыхъ такъ тяжко страдала и страдаетъ самая церковь Божія. Поистинѣ, начало грѣха гордыня, а держай ю изрыгнетъ скверну.

б) Съ такимъ страшнымъ врагомъ нашимъ надобно, братіе, вести крѣпкую, непримиримую борьбу, чтобы сокрушить и покорить его; иначе онъ сдѣлаетъ насъ ненавистными предъ Богомъ и уподобитъ діаволу.

Но чѣмъ вооружиться противъ гордости?

аа) Смиреніемъ. Для сего надобно размышлять непрестанно о Божіемъ величіи и о собственномъ ничтожествѣ; о суетности всего, чѣмъ привыкъ человѣкъ величаться на землѣ, о томъ, что самое существо наше есть земля и прахъ, тлѣніе и пища червей, что ежечасно и ежеминутно смерть держитъ надъ нами свою грозную сѣкиру.

бб) Надобно внимательнѣе смотрѣть на свою душу и сердце сквозь зерцало слова Божія и закона Господня, видѣть и обличать въ самомъ себѣ безобразіе злыхъ помысловъ, наклонностей и страстей, язвы и струпы грѣховъ и беззаконій, которыми обременена наша совѣсть, которыми слячена душа наша, которые превращаютъ сердце наше изъ храма Божія въ вертепъ разбойниковъ.

вв) Надобно, отвращая взоръ свой отъ дѣлъ ближнихъ нашихъ, судить токмо собственныя дѣла свои, о Бозѣ ли они сдѣланы: аще бо быхомъ себе разсуждали, не быхомъ осуждени были.

гг) Надобно, наконецъ, взирать неуклонно очами вѣры на Начальника и Совершителя спасенія нашего І. Христа, Иже вмѣсто предлежащія Ему почести, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ. Этотъ крестъ содѣланъ человѣческою гордостію изъ древа преслушанія. Эти уничиженія, поруганія, оплеванія, біенія, заушенія, которыя претерпѣлъ Единородный Сынъ Божій, были возмездіемъ за человѣческую гордость: Сей висящій на крестѣ, обнаженный н поруганный, изъязвленный и умученный, страждущій и умирающій былъ жертвою правосудія Божія за человѣческую гордость. Такъ ужасна, такъ ненавистна предъ Богомъ, такъ враждебна всему устройству царствія Божія, такъ пагубна для разумнаго, богоподобнаго существа нашего гордость!

III. Тѣмже убо, скажемъ словами св. ап. Павла, гордость всяку отложше, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на Начальника вѣры и Совершителя І. Христа. Аминь. (Сост. по «Полн. собран. проп.», Димитр., архіеп. херсонск. и одесск., т. ІѴ, стр. 343—9).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 485-486.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0