Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 1-ое. Св. мученица Февронія.

(Имѣютъ ли право родители обрекать малолѣтнихъ дѣтей на служеніе Богу?)

II. Трехлѣтнею отроковицею была отдана св. Февронія въ обитель. На это обстоятельство обратимъ, братіе, наше вниманіе и рѣшимъ слѣдующій вопросъ:

Имѣютъ ли нынѣ право поступать такимъ образомъ родители? Могутъ ли свое дитя малолѣтное, или только еще на свѣтъ ожидаемое, обрекать Богу, на служеніе Ему?

а) По-видимому, само Священное Писаніе благопріятствуетъ раннему предназначенію человѣка на священное служеніе Богу. Благо есть мужу, говоритъ пророкъ, егда возьметъ яремъ въ юности своей. Не лучше ли, чтобы заранѣе гибкая выя юноши преклонилась предъ тѣмъ ярмомъ, вся тяжесть котораго должна лечь на немъ, когда онъ достигнетъ лѣтъ возмужалости?

Но о какомъ ярмѣ говоритъ пророкъ? — Это есть яремъ смиренія и безропотной покорности испытующему Промыслу Божію. Хорошо человѣку, если онъ съ младенчества пріучился Богу повиноваться, и нести иго послѣдованія Христу, сказавшему: возьмите иго Мое на себе (Матѳ. 11, 29).

Отъ сего ига общаго надлежитъ отличать частное — иго священнаго служенія.

Первое безусловно должно быть пріемлемо каждымъ изъ насъ, и оно при крещеніи уже возлагается на насъ. Послѣднее требуетъ зрѣлости мысли, чтобы познать широту возлагаемыхъ на себя обязанностей и взвѣсить великую отвѣтственность за нихъ; требуетъ рѣшимости воли, чтобы принять ихъ на себя; терпѣнія, — чтобы ихъ понести; постоянства и мужества, — чтобъ не свергнуть ихъ съ себя. Кто же предскажетъ, что дитя, когда выростетъ, будетъ ко всему этому готово?

б) Если бы какіе родители и обрекли свое дитя на священное служеніе Богу, то ихъ обѣщаніе тогда только возъимѣетъ свою силу, когда это дитя, возросши, само рѣшитъ свою судьбу, какъ сдѣлала это воспоминаемая нынѣ св. мученица. Святый Василій Великій далъ такое правило относительно юныхъ отроковицъ, приводимыхъ въ женскія обители: «многихъ родители, прежде совершеннаго возраста, приводятъ... Таковыхъ не должно легко пріимати, доколѣ не узнаемъ собственнаго ихъ расположенія. Но имѣющую шестнадцать, или семнадцать лѣтъ, долго испытуемую и пребывшую въ намѣреніи твердою, подобаетъ наконецъ пріимати въ чинъ дѣвъ» (Прав. 18).

в) Не только въ страхъ, а даже въ уныніе можетъ притти возрастный сынъ, какъ скоро онъ узнаетъ, что безъ его вѣдома и согласія, или прежде его рожденія, онъ обреченъ родителями на труды священнаго званія. Это повергало въ ужасъ не только слабыхъ, а и сильныхъ волей и чистыхъ сердцемъ. Мать святого Григорія Богослова, еще до его рожденія, обрекла его на священное служеніе Богу. Сынъ потомъ отъ нея самой это узналъ; но когда былъ предложенъ ему санъ пастырскій, онъ сталъ уклоняться, боясь отвѣтственности. Испытавъ внутреннее томленіе, принялъ онъ рукоположеніе, и потомъ онъ самъ о себѣ разсказывалъ: «долго боролся я мыслями, находясь между двумя страхами, изъ которыхъ одинъ удерживалъ меня внизу, а другой побуждалъ итти вверхъ. Среди недоумѣній, подобно струѣ, гонимой вѣтрами, уступилъ я сильнѣйшему: меня увлекъ страхъ оказаться непокорнымъ. Я удалялся, чтобы себя разсмотрѣть, а теперь готовъ восхвалять Господа въ церкви велицѣй» (Сл. защит. о своемъ удаленіи).

III. Итакъ, братіе, не обрекать дѣтей должно къ какому-либо особенному поприщу, а чаще водить ихъ въ храмъ, пріучить ихъ къ молитвѣ и духовнымъ занятіямъ, чтобы сами они навыкали восходить выше по ступенямъ полезной дѣятельности, и нести на себѣ ярмо покорности заповѣдямъ Божіимъ. А когда придутъ въ возрастъ, они сами изберутъ, чѣмъ быть желаютъ. Ибо не лишится руководительныхъ указаній Промысла тотъ, кто въ благочестіи воспитанъ, и кто съ сердечною мольбою обращается къ Верховному Рѣшителю нашихъ судебъ: скажи мнѣ, Господи, путь, въ оньже пойду (Псал. 142, 8). Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Сергія, архіеп. херсон. и одесск. (нынѣ митр. моск.), т. I, изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 477-479.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0