Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 2-ое. Рождество св. Іоанна Предтечи.

(Въ чемъ мы можемъ подражать св. Іоанну Предтечѣ?).

Послѣ этого, намъ грѣшно было бы не знать жизни такого святого мужа, такого великаго пророка Божія.

1896 съ лишнимъ лѣтъ тому назадъ, въ св. землѣ, въ двухъ часахъ пути отъ св. града Іерусалима, въ горномъ городѣ Хевронѣ, жили благочестивые родители св. Іоанна Предтечи — Захарія, священникъ іерусалимскаго храма, и Елисавета, жена его. Оба они были праведны предъ Богомъ, поступая во всемъ по заповѣдямъ и уставамъ Господнимъ безпорочно. У нихъ не было дѣтей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже въ лѣтахъ преклонныхъ (Лук. 1, 5—26)... Однажды Захарія, въ порядкѣ своей чреды, по жребію, служилъ предъ Богомъ и, какъ слѣдовало священникамъ, взошелъ въ храмъ Господень для воскуренія ѳиміама; а все множество народа молилось внѣ въ это время. Тогда явился ему ангелъ Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильнаго. Захарія, увидѣвъ его, смутился, и напалъ на него страхъ. Ангелъ же сказалъ ему: «не бойся, Захарія; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родитъ тебѣ сына и наречешь ему имя: Іоаннъ. И будетъ тебѣ радость и веселіе, и многіе о рожденіи его возрадуются. И многихъ отъ сыновъ израилевыхъ обратитъ онъ ко Господу Богу ихъ». И сказалъ Захарія ангелу: «почему я узнаю это? ибо я старъ, и жена моя въ преклонныхъ лѣтахъ». Ангелъ сказалъ ему въ отвѣтъ: «я Гавріилъ, предстоящій предъ Богомъ, и посланъ благовѣстить тебѣ сіе. И вотъ ты будешь нѣмъ до того дня, какъ это сбудется, за то, что ты не повѣрилъ словамъ моимъ, которыя исполнятся въ свое время». Между тѣмъ, народъ ожидалъ Захарію и дивился, что онъ медлитъ въ храмѣ. Онъ же, вышедши, не могъ говорить къ нимъ; и они поняли, что онъ видѣлъ видѣніе во храмѣ; и Захарія объяснялся съ ними знаками и оставался нѣмъ. А когда окончились дни службы его, возвратился въ домъ свой. Послѣ сихъ дней, зачала Елисавета, жена его, и таилась пять мѣсяцевъ и говорила: «такъ сотворилъ мнѣ Господь во дни Свои, въ которые призрѣлъ на меня, чтобы снять съ меня поношеніе между людьми (Лук. 1, 5—26)». И вотъ Елисаветѣ настало время родить, — и она родила сына. И услышали сосѣди и родственники ея, что возвеличилъ Господь милость Свою надъ ней и радовались съ нею. Въ восьмой день пришли обрѣзать младенца и хотѣли назвать его, по имени отца его, Захаріею; но на это мать младенца сказала: «нѣтъ; нужно назвать его Іоанномъ». И сказали ей: «никого нѣтъ въ родствѣ твоемъ, кто бы назывался этимъ именемъ». И спрашивали знаками у отца его, какъ бы онъ хотѣлъ назвать его. Захарія потребовалъ дощечку и написалъ: Іоаннъ имя ему (Іоаннъ значитъ благодать Господня). И всѣ удивились. И тотчасъ разрѣшились уста Захаріи и языкъ его; и онъ сталъ говорить, благословляя Бога. И былъ страхъ на всѣхъ, живущихъ въ окрестности, — и разсказывали о всемъ этомъ по всей нагорной странѣ іудейской. Всѣ сльшіавшіе положили это на сердцѣ своемъ и говорили: что будетъ младенецъ сей? И рука Господня была съ нимъ (Лук. 1, 56—67). И Захарія, отецъ его, исполнился Святаго Духа и пророчествовалъ о благодатныхъ временахъ Мессіи и вслѣдъ затѣмъ изрекъ пророческое слово и о своемъ сынѣ: «и ты, младенецъ, наречешься пророкомъ Всевышняго; ибо предъидешь предъ лицемъ Господа, приготовить путь Ему, дать уразумѣть народу его спасеніе въ прощеніи грѣховъ, по благоутробному милосердію Бога нашего». Младенецъ же возрасталъ и укрѣплялся духомъ, — и былъ въ пустынѣ до дня явленія своего Израилю (Лук. 1, 76—80). Въ 15-й же годъ владычества Тиверія кесаря, былъ глаголъ Божій къ Іоанну, сыну Захаріину, въ пустынѣ. И онъ пошелъ по всей окрестности іорданской проповѣдывать крещеніе покаянія во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 2, 3). И приходили къ нему — вся іудейская страна и іерусалимляне и крестились отъ него всѣ въ рѣкѣ Іорданѣ, исповѣдуя грѣхи свои. Іоаннъ же носилъ одежду изъ верблюжьяго волоса и кожаный поясъ на чреслахъ своихъ, а питался акридами и дикимъ медомъ. И проповѣдывалъ, говоря: «идетъ за мною сильнѣйшій меня, у Котораго я недостоинъ, наклонясь, развязать ремень сапоговъ Его, ибо я крестилъ васъ водою, а Тотъ креститъ васъ Духомъ Святымъ (Мар. 1, 5—9). Лопата Его въ рукѣ Его, и очиститъ Онъ гумно свое и соберетъ пшеницу Свою въ житницу, а солому сожжетъ огнемъ неугасающимъ» (Матѳ. 3, 12). Въ тѣ дни пришелъ Іисусъ изъ Назарета галилейскаго и крестился отъ Іоанна въ Іорданѣ. Послѣ того, Іоаннъ торжественно проповѣдывалъ всѣмъ о Христѣ, что Онъ — Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра, — что вѣрующій въ Сына имѣетъ жизнь вѣчную, а невѣрующій въ Сына не увидитъ жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36).

Какъ же окончилъ жизнь свою этотъ великій пророкъ Божій, Предтеча Господень и проповѣдникъ покаянія?

Иродъ, правитель Іудеи, взялъ Іоанна, связалъ его и посадилъ въ темницу за то, что Іоаннъ обличалъ Ирода за преступную связь его съ женою своего брата — Иродіадою. Іоаннъ говорилъ Ироду: «не должно тебѣ имѣть жену Филиппа, брата своего». Иродъ за то хотѣлъ убить Іоанна, но боялся народа, потому что Іоанна почитали за пророка. Въ день же рожденія Иродова, плясала дочь Иродіадина предъ собраніемъ и угодила Ироду. Посему онъ съ клятвою обѣщалъ ей дать, чего ни попроситъ. Она же, по наущенію матери своей, сказала: «дай мнѣ сейчасъ же на блюдѣ голову Іоанна Крестителя». Царь опечалился, но, по причинѣ клятвы и пировавшихъ съ нимъ, велѣлъ дать ей. И послалъ въ темницу отсѣчь Іоанну голову. И принесли голову его на блюдѣ и подали дѣвицѣ, а она отнесла къ матери своей (Матѳ. 14, 3—12).

Вотъ, друзья мои, что повѣствуется въ св. евангелія о жизни св. Іоанна Крестителя.

II. Въ настоящій разъ остановите ваше вниманіе на нѣкоторыхъ чертахъ жизни св. Іоанна Крестителя, подражаніе которымъ можетъ быть самой лучшей похвалой съ нашей стороны св. Крестителю и самой угодной Богу.

а) Посмотрите, гдѣ приготовляется св. Іоаннъ Предтеча къ своему высокому служенію? Въ пустынѣ! И бѣ, сказано въ пустынѣ до дне явленія своего Израилю. Когда Иродъ далъ безчеловѣчное приказаніе умерщвлять всѣхъ младенцевъ мужескаго пола въ Виѳлеемѣ и его окрестностяхъ, тогда праведная Елисавета удалилась вмѣстѣ съ своимъ благодатнымъ сыномъ въ пустыню; а св. Захарія, еще прежде ея кончины, былъ убитъ между жертвенникомъ и алтаремъ. Такимъ образомъ св. Іоаннъ остался одинъ, подъ кровомъ Бога, и здѣсь возрасталъ и укрѣплялся, пока не раздался грозный голосъ его въ пустынѣ: «покайтеся».

Отъ насъ, братія, никто не требуетъ, чтобы мы непремѣнно прервали связь съ міромъ. Но что намъ мѣшаетъ удаляться, наприм., шумныхъ н суетныхъ собраній, гдѣ забываютъ о Богѣ и предаются только объяденію и пьянству, осужденію и злословію, чтобы невредимой сохранить душу свою отъ прираженій грѣховнаго міра? Христіанинъ! внимательно всматривайся въ свои сношенія съ другими, и если замѣтишь, что эти сношенія не что иное, какъ сѣть паука, коварно уловляющаго свою жертву, то не медли разорвать такія связи, удались отъ сообщества съ порочными людьми, — это твоя обязанность, отъ исполненія которой зависитъ благо души твоей, истинное счастіе твоей жизни и временной и вѣчной. Съ безумнымъ тогда не множи словесъ, и къ неразумному не ходи. Уклонися отъ него, и обрящеши покой, скажу словами Премудраго (Іис. Сирах. 22, 12, 14). Тлятъ бо обычаи благи бесѣды злы (1 Коринѳ. 15, 33). Посему бѣги, далеко бѣги, отъ мѣста такихъ собраній, гдѣ ты можешь совсѣмъ заглушить голосъ своей совѣсти, по причинѣ грѣховныхъ влеченій.

б) Живя въ пустынѣ, св. Іоаннъ вкушалъ только акриды и медъ дикій, — хранилъ, слѣдовательно, самый строгій и продолжительный постъ; одежда его была изъ верблюжьяго волоса, и ременный поясъ на чреслахъ. А мы, христіане, неужели не можемъ хранить твердо по крайней мѣрѣ тѣ посты, которые временами налагаются на насъ св. церковію? Отъ насъ не станутъ требовать и того, чтобы, подражая св. Крестителю Господню, мы непремѣнно употребляли тотъ родъ пищи, которымъ онъ удовлетворялъ свой голодъ. Хорошо сдѣлаемъ, если будемъ ѣсть и пить не для удовлетворенія изнѣженной плоти нашей, а для пріобрѣтенія и поддержанія силъ, необходимыхъ въ трудовой жизни нашей. Такъ же и относительно одежды. Вы помните объ одеждѣ Крестителя и поучайтесь тому, чтобы чрезъ мѣру объ ней не заботиться. Одежда наша назначается для прикрытія нашего стыда и безобразія, а не для того, чтобы ею обращать на себя вниманіе и употреблять на нее излишнія попеченія. Одеждою вѣдь нельзя заслужить славы, любви и уваженія. Предтеча ходилъ въ верблюжьей одеждѣ, опоясанной кожанымъ поясомъ, а между тѣмъ былъ въ большомъ уваженіи и почтеніи. Онъ и въ рубищѣ былъ великъ предъ Богомъ, ангелами и людьми.

в) Проповѣдь св. Іоанна Предтечи, какъ извѣетно, имѣла предметомъ своимъ покаяніе. Призывая всѣхъ къ покаянію, св. Іоаннъ, ревнуя о славѣ Божіей и о благѣ людей, сильно обличалъ современные ему пороки, требуя непремѣннаго со стороны всѣхъ исправленія своей жизни, чтобы сдѣлаться готовыми къ принятію Искупителя. Коснѣющимъ во грѣхахъ онъ грозилъ гнѣвомъ Божіимъ за ослушаніе. Ничто не страшило грознаго обличителя нравовъ на пути достиженія своихъ цѣлей; онъ говорилъ слова обличенія даже книжникамъ и фарисеямъ, которые, какъ почивающіе на законѣ, пользовались великою славою въ народѣ. Усердіе его въ этомъ дѣлѣ было такъ велико, что не могло бытъ ничѣмъ ослаблено, и только одна мученическая смерть могла заградить уста его.

Обличители нравовъ современнаго человѣчества не пользуются и нынѣ, слушат., должною любовію и уваженіемъ. Да и естественно: «правда всегда глаза колетъ». Тѣмъ не менѣе всѣмъ намъ съ христіанскою мудростью и благоразуміемъ, въ духѣ христіанской любви, слѣдуетъ при всякомъ удобномъ случаѣ обличать дѣла темныя. Привести или приблизить человѣка ко Христу, къ вѣрѣ въ Него, къ любви и преданности Ему, обратить чью-либо душу къ Тому, Кто ищетъ насъ, зоветъ, любитъ насъ, Кто есть жизнь и радость наша, — это величайшая заслуга предъ Богомъ. Кто сотворитъ и научитъ, говоритъ Господь, тотъ великимъ назовется въ царствіи небесномъ. Кто обратитъ грѣшника отъ ложнаго пути его, тотъ спасетъ душу отъ смерти и покроетъ множество грѣховъ, говоритъ апостолъ (Іак. 5, 20). Спасеніе ближнихъ должно быть выше всякой любви человѣческой.

Если замѣтишь, что твой знакомый пересталъ ходить въ церковь, молиться Богу, мало или совсѣмъ нерадитъ о храмѣ Божіемъ, зазорной жизнію своею нарушаетъ миръ и любовь семейныя, буйнымъ, несговорчивымъ, самолюбивымъ характеромъ начинаетъ сбивать другихъ и препятствовать осуществленію добрыхъ намѣреній общества, насмѣхается надъ вѣрой православной и дозволяетъ себѣ осуждать служителей алтаря Господня, впадаетъ въ пьянство и другіе пороки, — нисколько не стѣсняйся говорить ему правду. Скажи откровенно, что онъ уклонился съ истиннаго пути, попалъ на ложный путь, который можетъ привести его къ погибели. Старайся убѣдить, чтобы онъ оставилъ неправый образъ жизни и покаяніемъ очистилъ себя отъ грѣховъ, ставъ такимъ образомъ на путь Богу любезной добродѣтели. Это важнѣйшая христіанская обязанность, исполненія которой требуетъ отъ тебя и Богъ и чистая совѣсть.

III. Будемъ молиться св. Крестителю, чтобы онъ отвратилъ отъ насъ бездны золъ, нами самими на себя навлекаемыхъ, и помогъ бы съ пользою для своего душевнаго спасенія провести намъ земную жизнь и достигнуть блаженныхъ обителей, гдѣ онъ со Христомъ пребываетъ во вѣки. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. и съ дополненіемъ изъ проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» за 1882 г. іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 474-477.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0