Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать третій день.

Поуч. 1-ое. Св. мученица Агрипина.

(Скорби ведутъ на небо).

II. Мы видѣли, братія, что св. муч. Агрипина взошла на небо и наслѣдовала царствіе небесное путемъ тяжкихъ страданій и скорбей. И дѣйствительно, если размыслимъ, какъ должно, мы увидимъ, что скорби — лѣствица, возводящая на небо.

На небо иного пути кромѣ крестнаго не было, нѣтъ и не будетъ.

а) Въ этомъ удостовѣряетъ насъ вся исторія святыхъ. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и всѣ святые скорбнымъ путемъ шествовали, который и всѣмъ намъ заповѣданъ Господомъ, какъ подражаніе Ему, по слову Его: иже не пріиметъ креста своего, и вслѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ.

б) «Богомъ опредѣлено, какъ говоритъ св. Макарій египетскій, чтобы путь, вводящій въ жизнь вѣчную, былъ со скорбію, съ тѣснотою, со многими испытаніями, съ самыми горькими искушеніями, чтобъ какъ по милосердію Божію, такъ и по правдѣ наслѣдовалъ человѣкъ блага небесныя. Какъ обѣтованія Божіи велики, неизглаголанны и неисповѣдимы, такъ потребны намъ вѣра и надежда, труды, великіе подвиги и долговременное испытаніе. Со Христомъ желаемъ мы царствовать безконечные вѣки: ужели не рѣшимся съ усердіемъ въ продолженіе кратковременной жизни этой до самой смерти терпѣть боренія, труды и искушенія? Божественный апостолъ, провидя духомъ небесное воздаяніе, уготованное за скорби, сказалъ, что скорби сего вѣка недостойны той небесной славы, которая явится въ насъ по переходѣ въ вѣчность». (Твор. св. Макарія египетскаго).

в) Живущіе своевольно, идущіе широкимъ путемъ, вводящимъ въ пагубу, менѣе подвергаются скорбямъ, ибо врагъ спасенія, видя ихъ исполняющихъ волю его, оставляетъ въ покоѣ, тогда какъ старающихся о спасеніи своемъ онъ ввергаетъ въ великія скорби, почему и сказано: многи скорби праведнымъ, а также: аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушеніе. А о проводящихъ жизнь безъ скорбей апостолъ Павелъ говоритъ, что горе имъ, что они забыты Богомъ и не чада Божіи.

г) Скорби, очищая человѣка, какъ золото въ горнилѣ, содѣлываютъ его, по благодати Божіей, достойнымъ вѣчныхъ небесныхъ благъ. Блаженный созерцатель таинъ Божіихъ, въ бывшемъ ему небесномъ откровеніи, видѣлъ сонмъ облеченныхъ въ бѣлыя одежды съ финиковыми вѣтвями въ рукахъ, и ему сказано было о нихъ: сіи суть иже пріидоша отъ скорби великія (Апокал. 7, 14). Душа, истинно любящая Бога, ни во что вмѣняетъ скорби, но ими наслаждается, и въ злостраданіи цвѣтетъ, провидя духомъ небесную славу, уготованную за скорби.

III. Въ чемъ христіанинъ можетъ найте утѣшеніе въ скорбяхъ?

а) Въ надеждѣ на Бога. Всякая душа, какъ говоритъ св. Ефремъ Сиринъ, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняетъ мужественно терпѣніе и упованіе; ибо Богъ не допускаетъ душѣ, уповающей на Него и терпѣливой, быть искушенной въ такой мѣрѣ, чтобъ дойти ей до отчаянія и впасть въ такія искушенія и скорби, которыхъ не можетъ она перенести: вѣренъ же Богъ, Иже не оставитъ васъ искуситися, паче еже можете; но сотворитъ со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи вамъ понести. Лукавый не въ такой мѣрѣ искушаетъ душу и подавляетъ ее скорбію, въ какой хочетъ, но въ какой попущено ему Богомъ.

б) Благодушное терпѣніе скорбей — это цѣлительный бальзамъ, небесное врачевство, при семъ должно разсуждать, что приключившуюся скорбь всячески неизбѣжно вытерпѣть; но кто несетъ это бремя съ ропотомъ, то оно дѣлаетса болѣе и болѣе тяжкимъ, а кто благодаритъ Бога, считая себя достойнымъ даже большаго наказанія, таковому облегчается бремя скорбей, по реченному Спасителемъ нашимъ: иго бо Мое, благо, и бремя Мое легко есть.

в) Несомнѣнно должно вѣровать, что все, бываемое съ нами по волѣ Божіей, служитъ къ благу нашему; мысль эта утвердитъ насъ въ благодатномъ терпѣніи. Скорби служатъ очищеніемъ грѣховъ, иногда и такихъ, о коихъ мы даже забыли. Посему горе намъ, вѣчное горе, если, проведя жизнь въ грѣхахъ, явимся на вселенскомъ судѣ Божіемъ не очищенные покаяніемъ и скорбями, тогда весь свѣтъ увидитъ духовную нашу наготу, ангелы Божіи и сонмъ святыхъ возгнушаются нами; николиже знахъ васъ, скажетъ Господь.

г) Сравнивай свои скорби со скорбями другихъ и получишь утѣшеніе чрезъ это. «Если находишься, говоритъ святитель Тихонъ, въ долговременной болѣзни, и имѣешь какое-либо утѣшеніе отъ служащихъ тебѣ, посмотри на тѣхъ, которые внутри терпятъ скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имѣютъ, кто бы имъ послужилъ, накормилъ, напоилъ, поднялъ, омылъ раны, и терпятъ. Если ты въ изгнаніи, приведи на умъ заключенныхъ, которые въ кандалахъ, въ рубищахъ, отъ дома и отечества удалены, всякій день біеніе и раны принимаютъ, днемъ на тяжкой работѣ, ночью заключены въ нечистыхъ и смрадныхъ темницахъ и безъ всякаго утѣшенія находятся, — имъ смерть пріятнѣе жизни. Если терпишь нищету, помысли о тѣхъ, которые прежде были богаты и славны, и дошли до того, что ни себя, ни семейство не имѣютъ чѣмъ питать, одѣть, гдѣ главу преклонить, скитаются по чужимъ дворамъ, обремененные долгами, отвсюду въ тѣснотѣ, въ печали, въ скорби, какъ въ печи горятъ. Посмотри на бѣдняковъ, полунагихъ, больныхъ, съ которыхъ подати и оброки требуются. Снизойди умомъ во адъ и разсуди: какъ бѣдные осужденные мучатся, которые, еслибъ можно было, желали бы здѣсь до скончанія міра въ огнѣ горѣть, только бы отъ вѣчнаго огня освободиться. Возведи умныя очи въ селенія небесныя, — изъ живущихъ тамъ ни одного не сыщется, кто бы не путемъ терпѣнія пришелъ туда, ибо какъ сказано: многими скорбми подобаетъ внити въ царствіе небесное». (Изъ твор. св. Тихона задонск.).

ІѴ. Итакъ, скорби есть даръ Божій и даръ великій, ибо за временное терпѣніе сподобляемся наслѣдія неизреченныхъ и вѣчныхъ небесныхъ благъ: такъ благоизволилъ всеблагій Господь, Самъ понесшій лютѣйшія скорби. Онъ былъ безгрѣшенъ, и претерпѣлъ такія страданія, подобныхъ коимъ нѣтъ въ лѣтописяхъ человѣческихъ, а мы грѣшные терпимъ за грѣхи наши, и тѣмъ не только очищаемся отъ нихъ, но, по благодати Божіей, сподобляемся быть наслѣдниками тѣхъ благъ, о коихъ сказалъ сподобившійся видѣнія ихъ: око не видѣ, ухо не слыша, и не сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его. (Сост. съ дополн. по Аѳонск. лист. № 29).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 469-471.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0