Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать второй день.

Св. священномуч. Евсевій Самосатскій.

(О повиновеніи гражданской власти).

При воцареніи Іовиніана Евсевій и прочіе святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый императоръ уважалъ ихъ, а еретики боялись. Но церковь отдыхала недолго, Іовиніанъ вскорѣ умеръ; послѣ же него вступилъ на престолъ Валентъ и снова воздвигъ гоненіе на православіе и сталъ ссылать въ изгнаніе пастырей. Евсевій заточенъ былъ во Ѳракіи и на его мѣсто назначенъ аріанинъ. Вѣсть о своемъ изгнаніи Евсевій получилъ въ Самосатахъ; готовясь оставить городъ, онъ просилъ посланнаго сохранить это в тайнѣ, чтобы народъ не убилъ вѣстника о разлукѣ его со святителемъ, и ночью вышелъ изъ архіерейскаго дома, но при переправѣ черезъ Евфратъ его остановили успѣвшіе узнать объ его отбытіи жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевій убѣдилъ ихъ не сопротивляться царской власти и возвратиться въ свои домы и, благословивъ всѣхъ, продолжалъ свой путь во Ѳракію, откуда возвратился уже при Граціанѣ, вызвавшемъ изгнанныхъ святителей къ паствамъ ихъ, но вскорѣ умеръ вслѣдствіе раны, нанесенной ему одною аріанкою, которая бросила въ него съ крыши сосудомъ, разбившимъ голову святителя... Умирая, онъ завѣщалъ не подвергать наказанію ту женщину.

II. Св. священномученикъ Евсевій, съ христіанскою мудростью неуклонно исполнявшій долгъ повиновенія гражданской власти, учитъ и насъ, возлюбленные братія и сестры, всегда оказывать повиновеніе гражданской власти.

а) Слово Божіе научаетъ насъ оказывать полное повиновеніе власти: всякая душа властемъ предержащимъ да повинуется, нѣсть бо власть аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Изъ этихъ словъ ап. Павла видно, что дѣйствіе власти въ обществахъ человѣческихъ не есть произволъ сильныхъ надъ слабыми, но Самимъ Богомъ освященный законъ жизни общественной и государственной. Благопромыслительный Богъ, обращающій Свою заботливость и на участь воробья и на полевую траву (Мѳ. 10, 29. Лук. 12, 28), особенное и большее имѣетъ попеченіе о людяхъ, сохраняя и благоустрояя союзъ ихъ въ быту семейномъ и гражданскомъ. Въ порядкѣ жизни семейной и по врожденному чувству сердца человѣческаго и по праву, данному Богомъ, «отъ Котораго именуется всякое отечество на небеси и на землѣ» (Еф. 3, 15), отецъ есть глава семейства, которому обязаны повиноваться всѣ члены. Потомъ, когда семейства соединились въ общества и государства, тотъ же долгъ повиновенія родительской власти естественно переходитъ къ верховной власти царей, которымъ Самъ вышній Царь царей даетъ державу и силу (Притч. 6, 2), вслѣдствіе чего цари въ словѣ Божіемъ именуются слугами Божіими (Рим. 13), слугами Его царствія (Притч. 6,2) и слѣдовательно въ исполненіи своего высокаго служенія они суть орудія вседѣйствующаго Промысла Божія при управленіи міромъ. Посему повиновеніе верховной власти и всѣмъ назначаемымъ отъ нея начальникамъ есть не только гражданская обязанность всякаго члена общества, желающаго видѣть его безмятежнымъ, благоустроеннымъ, сильнымъ, но и долгъ Богопочтенія и послушанія Богу. Кто чтитъ Бога, тотъ не можетъ не чтить установленной отъ Него власти (1 Петр. 2, 14), противляяйся власти, по слову апостола, Божію повелѣнію противляется; противляющіеся же грѣхъ себѣ пріемлютъ (Рим. 13, 2).

б) Исторія христіансной церкви показываетъ, что первенствующіе христіане, слѣдуя наставленію Христа Спасителя: воздавать кесарево кесареви, а Божія Богови, всегда были самыми вѣрными и послушными подданными подъ властію языческихъ императоровъ, не смотря на то, что они лишали ихъ всѣхъ законныхъ правъ гражданства, преслѣдовали и мучили.

«Кто, пишетъ Тертулліанъ (жившій во 2 вѣкѣ по Р. Хр.) язычникамъ, кто жесточайшіе гонители христіанъ, какъ не тѣ невѣрующіе императоры, въ оскорбленіи величества которыхъ христіане обвиняются? И при всемъ томъ намъ заповѣдано въ св. писаніи и за нихъ молиться. Впрочемъ, что много говорить о благоговѣйныхъ чувствахъ нашихъ къ императору? Можемъ ли мы не имѣть ихъ къ тому, кого Богъ нашъ возвелъ на престолъ, и кого поэтому мы должны даже преимущественно предъ вами, язычниками, почитать собственно нашимъ императоромъ (Аполог. гл. 33)? Императоръ великъ, ибо единственнымъ владыкою его есть Богъ неба и земли, ибо онъ пріялъ вѣнецъ царскій отъ Того же Бога, Который и жизнь ему далъ». (Аполог. гл. 30).

III. Итакъ, братія, если слово Божіе и примѣръ св. мужей, исповѣдниковъ святыя православныя вѣры нашея, показываетъ намъ, что всякому подданному должно безпрекословно и искренно повиноваться царю и поставленнымъ отъ него начальникамъ, даже и тогда, когда эти повелѣнія не согласны съ нашими желаніями и выгодами, то не большему ли осужденію предъ судомъ Божіимъ подлежатъ противящіеся справедливымъ и благодѣтельнымъ распоряженіямъ власти только по своенравію, по навыку къ своеволію, или, что еще пагубнѣе, по превратному внушенію враговъ общественнаго порядка? Намъ, сынамъ Россіи, живущимъ подъ сѣнію благословенной, царственной державы благочестивѣйшаго государя, человѣколюбивѣйшаго отца отечества, по преимуществу и непрестанно должно воздавать хвалу и благодареніе Господу Богу за высокіе дары милости и щедротъ, изливаемые съ высоты царскаго престола на отечество наше. Сердце царево въ руцѣ Божіей (Притч. 21, 1). Принимая благодѣянія отъ царской десницы, какъ даръ Самого Бога, намъ надлежитъ и долгъ послушанія воздавать царю, какъ предъ Самимъ Богомъ, не только по наружности и для избѣжанія наказанія за непослушаніе, но искренно, съ сыновнимъ страхомъ и по совѣсти. Аминь. (Священ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 468-469.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0